Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Актуальная инфектология» Том 8, №1, 2020

Вернуться к номеру

Особенности генетического профиля, биохимического и иммунного ответа у больных хроническим гепатитом В + С

Авторы: Е.Н. Усыченко(1), Е.М. Усыченко(1), В.А. Мозговая(2)
(1) — Одесский национальный медицинский университет, г. Одесса, Украина
(2) — КНП «Одесская городская клиническая инфекционная больница», г. Одесса, Украина

Рубрики: Инфекционные заболевания

Разделы: Медицинские форумы

Версия для печати

Актуальность. Вирусные гепатиты с парентеральным механизмом передачи являются одной из ведущих причин хронического воспалительного процесса печени. Количество больных, инфицированных не одним вирусом, а несколькими (микст-гепатит) ежегодно увеличивается. В случае сочетанной инфекции (HCV + HBV) определяется репликация только вируса гепатита С. Только в начале заболевания, возможно, наблюдается репликация двух вирусов, в дальнейшем происходит подавление репликации одного из вирусов, чаще вируса гепатита В. Данные, полученные при изучении иммунного статуса и цитокинового профиля, нередко противоречивы, что объясняют различным возрастом и длительностью заболевания у обследованных пациентов. Результаты изучения генетического профиля таких пациентов также неоднозначны, что обусловлено малым количеством исследований и неоднородностью этнических групп. Таким образом, проблема сочетанных вирусных гепатитов требует дальнейшего исследования с целью разработки эффективных методов диагностики и прогнозирования исходов болезни.

Целью исследования является изучение иммунного статуса, цитокинового профиля и полиморфизма генов цитокинов IL-4 (C589T), IL-10 (G1082A), TNF-α (G308A) у больных хроническим гепатитом смешанной этиологии (В + С) для более точной оценки степени тяжести течения патологического процесса.

Материалы и методы. Был обследован 31 пациент с хроническим гепатитом В + С, их возраст варьировал от 29 до 66 лет. Для создания контрольной группы были обследованы 30 практически здоровых лиц среднего возраста. Для подтверждения диагноза у всех пациентов определялись HCV RNA и HBV DNA и маркеры гепатитов. Субпопуляции В- и Т-лимфоцитов (CD19+, CD16+, CD8+, CD4+, CD3+) определялись иммунофлюоресцентным методом с использованием набора поликлональных и моноклональных антител. Степень морфологических изменений в печеночной ткани (выраженность фиброза и активность воспалительного процесса) определяли по шкале METAVIR с применением неинвазивного метода Fibrotest. Молекулярно-генетические исследования включали определение полиморфизма генов IL-10 (G1082A), IL-4 (C589T), TNF-α (G308A), исследования проводились на базе Немецкого диагностического центра им. Св. Павла (г. Одесса). Для выявления корреляционных связей между отдельными показателями был применен коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты и обсуждение. Клинические признаки у пациентов с ХГВ + С не указывали на циклическое течение болезни, выраженность отдельных синдромов была неодинаковой. При анализе основных клинических синдромов в динамике установлено, что у пациентов с ХГВ + С с меньшей степенью фиброза (F0–F1) наблюдались менее выраженные изменения общего состояния, чем у пациентов с выраженным фиброзом (F2–F3). Взаимосвязь фиброза печени, показателей клеточного звена иммунитета и генетического профиля оценивали с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Выявлена взаимосвязь таких показателей: обратная умеренная корреляционная связь между степенью фиброза и содержанием CD3+, р < 0,01 (у пациентов с ХГВ + С с меньшей степенью фиброза отмечается большее количество CD3+-лимфоцитов); обратная сильная корреляционная связь между степенью фиброза и содержанием CD4+ и CD16+, р < 0,01 (у пациентов с ХГВ + С с меньшей степенью фиброза отмечается большее количество CD4+-лимфоцитов); прямая средняя корреляционная связь между степенью фиброза и содержанием CD19+, р < 0,01 (у пациентов с ХГВ + С с меньшей степенью фиброза отмечается меньшее количество CD19+-лимфоцитов); прямая сильная корреляционная связь между степенью фиброза и генотипом IL-4 (C589T) (меньшая степень фиброза отмечается у носителей генотипа СС, большая степень фиброза — у носителей генотипа ТТ); прямая умеренная корреляционная связь между степенью фиброза и генотипом IL-10 (G-1082A) (меньшая степень фиброза отмечается у носителей генотипа AA, большая степень фиброза — у носителей генотипа GG); обратная слабая корреляционная связь между генотипом IL-4 (C589T) и генотипом IL-10 (G-1082A) (у носителей генотипа СС IL-4 отмечается генотип GG IL-10); обратная умеренная корреляционная связь между генотипом IL-4 (C589T) и генотипом TNF (G308A) (у носителей генотипа СС IL-4 отмечается генотип GG TNF-α). Полученные данные о взаимосвязи степени фиброза печени и иммунологических показателей у больных хроническим вирусным микст-гепатитом могут быть использованы в клинической практике для оценки особенностей течения и исхода заболевания для создания индивидуального плана ведения больного.

Выводы. Наличие взаимосвязи степени фиброза и иммунологических показателей у пациентов с ХГВ + С позволяет использовать полученную информацию как один из дополнительных критериев тяжести патологического процесса. Выявленные в пилотном проекте межгенные связи требуют дальнейшего изучения. Возможно использование этой информации в качестве прогностического критерия скорости прогрессирования фиброза печени.



Вернуться к номеру