Введение
Секреторные диареи занимают значительное место в структуре кишечных инфекций. Их этиологическими факторами являются преимущественно энтеротропные вирусы: рота-, норо-, энтеро-, аденовирусы. В патогенезе развития секреторных диарей решающее значение имеет повреждение эпителия микроворсинок двенадцатиперстной кишки и, как следствие, накопление в просвете кишечника негидролизованных углеводов с повышением осмотического давления. Развивающаяся при этом водянистая диарея быстро приводит к обезвоживанию с потерей электролитов и быстрому нарушению функции выделительной и сердечно-сосудистой систем, особенно у детей младшего возраста.
Ведущая роль в терапии таких больных отводится борьбе с дегидратацией и интоксикацией, восстановлению водно-солевого обмена и микрофлоры кишечника. Этиотропная терапия в таких случаях не имеет решающего значения, а предпочтение отдается оральной регидратации как наиболее физиологичному способу введения жидкости [1, 2].
Целью настоящей работы стало изучение эффективности использования в комплексной терапии вирусных диарей у детей препарата гипоосмолярной оральной регидратационной смеси.
Препарат представляет собой гипоосмолярную смесь для оральной регидратации, содержащую глюкозу, пребиотик мальтодекстрин, электролиты (хлориды калия и натрия, цитрат натрия) в сочетании с банановым пектином, играющим роль естественного энтеросорбента. Электролиты в сочетании с глюкозой, мальтодекстрином и пектином быстро восстанавливают водно-электролитный баланс, выводят токсины из кишечника, способствуя уменьшению интоксикации и обезвоживания. Ионы цитрата увеличивают рН сыворотки крови и мочи, снижая проявления ацетонемического синдрома. Препарат выпускается в виде пакетиков по 6,25 г, предназначенных для растворения в 250 мл воды.
Материалы и методы
Клинические особенности секреторных диарей изучались на основании анализа медицинских карт стационарных больных (ф. 003/у), находившихся на лечении в Одесской городской клинической инфекционной больнице.
При поступлении больных в стационар проводилось комплексное обследование, включавшее объективный осмотр, клинико-биохимическое исследование крови и мочи. Для исключения бактериальной природы кишечной инфекции проводилось комплексное бактериологическое исследование фекалий с посевом на соответствующие питательные среды, посев кала на дисбактериоз и условно-патогенную флору. Забор проб при исследовании на ротавирусы, норо-, адено- и астровирусы проводился не позднее 48 часов после госпитализации. Выявление антигена ротавирусов группы А у детей до 5 лет проводилось методом иммуноферментного анализа (ИФА) с использованием тест-систем IDEIA Rotavirus и ProSpect Rotavirus (Германия), у пациентов старшего возраста — с использованием экспресс-теста Cito Test Rota («Фармаско», Украина). Для диагностики других энтеротропных вирусов использовался экспресс-тест на 4 вируса (рота-, норо-, адено- и астровирусы) фирмы «Фармаско» (Украина).
Проанализировано 415 историй болезни детей в возрасте от 1 мес. до 10 лет с подтвержденными лабораторными методами вирусными диареями. Учитывались выраженность и длительность основных клинических симптомов, сроки поступления в стационар, сопутствующие заболевания, посещение организованных детских коллективов.
Эффективность применения гипоосмолярной оральной регидратационной смеси оценивалась у 75 детей в возрасте от 2 до 5 лет, разделенных на 2 группы — основную, получавшую в составе комплексной терапии препарат, и контрольную.
Выраженность кетонурии под влиянием проводимой терапии отслеживали при помощи тест-полосок. Оценка проводилась визуально путем сравнения реагентной полоски с цветовой шкалой. Степень ацетонурии определяли от (+) до (++++).
Оральная регидратация проводилась в 2 этапа согласно «Протоколам диагностики и лечения инфекционных заболеваний у детей» (Пр. № 354 МЗ Украины от 09.07.2004 г.). На первом этапе в первые сутки терапии объем необходимой жидкости брали из расчета 100 мл/кг/сут на фактический вес ребенка. На втором этапе (второй и последующий дни лечения) объем жидкости для оральной регидратации рассчитывался исходя из физиологической потребности ребенка и характера продолжающихся потерь жидкости. Удельный вес гипоосмолярной оральной регидратационной смеси от общего объема жидкости, предназначенной для оральной регидратации, составлял 60–80 %. Препарат назначался для приема в подогретом (30–37 °С) виде небольшими порциями дробно (по 1–2 чайных ложки каждые 15–20 мин).
Результаты и обсуждение
Из 415 образцов фекалий антиген ротавируса был обнаружен в 80,7 % (n = 335) cлучаев, антигены норовируса — 7,9 % (n = 33). В 8,9 % (n = 37) случаев выделялись антигены обоих вирусов. В 2,4 % (n = 10) выделялся антиген аденовируса.
В клинической картине секреторных диарей преобладали среднетяжелые (60,0 %) и тяжелые (33,7 %) формы, протекавшие с синдромом гастроэнтерита (86,0 %), энтерита (9,8 %) или гастроэнтероколита (4,2 %). Низкий удельный вес в общей структуре заболевших (6,3 %) связан с тем, что больные с легкими формами ОКИ обычно не госпитализируются и получают лечение амбулаторно. На стационарном лечении с легкими формами ОКИ находились дети из закрытых коллективов и семейных очагов.
В большинстве случаев имело место острое начало заболевания с лихорадкой (100 %), симптомами интоксикации в виде слабости, бледности кожных покровов, отказа от еды, нарушения сна и абдоминальным синдромом разной интенсивности. Боль обычно локализовалась в эпигастральной или околопупочной области и у 2,9 % больных требовала консультации хирурга для исключения острой хирургической патологии. Рвота обычно присоединялась через 4–6 часов от начала заболевания. У детей первых лет жизни она была многократной, у детей старше 3 лет — обычно одно- или двукратной. У детей первых лет жизни диарейный синдром начинался одновременно с рвотой и продолжался от 5 до 8 дней, у детей старше 3 лет диарея развивалась обычно на 2-е — 3-и сутки заболевания и ее продолжительность составляла 5–7 дней. Отмечался водянистый стул от 8 до 20 раз в сутки. При среднетяжелом и тяжелом течении заболевания диарейный синдром приводил к развитию симптомов обезвоживания различной степени (52,1 %) и ацетонемического синдрома (65 %).
Дети были распределены на 2 группы. Основную группу составили 35 детей, которые при госпитализации получали базисную терапию согласно Протоколу, включавшую низколактозную диету, кишечный антисептик нифуроксазид в возрастной среднетерапевтической дозировке, ферменты и пробиотики. С целью оральной регидратации пациенты основной группы получали препарат гипоосмолярной оральной регидратационной смеси в течение 4–6 суток до ликвидации симптомов эксикоза и интоксикации. Контрольную группу составили 30 детей, у которых наряду с базисной терапией для оральной регидратации использовались регидрон, подслащенный чай, дегазированная минеральная вода.
Анализ клинической эффективности применения гипоосмолярной оральной регидратационной смеси представлен в табл. 1. При использовании препарата у пациентов основной группы уже на 1-е — 3-и сутки терапии отмечалась положительная динамика в виде уменьшения дисфункции кишечника, регресса проявлений ацетонемического и интоксикационного синдромов, что позволило у 80 % (n = 28) пациентов основной группы избежать назначения инфузионной терапии и сократить сроки пребывания в стационаре.
Следует отметить, что гипоосмолярная оральная регидратационная смесь хорошо переносится больными, выпускается в удобной упаковке, позволяющей легко дозировать ее применение. Побочных эффектов при назначении препарата не наблюдалось.
Выводы
1. Этиологической причиной секреторных диарей у детей в 80,7 % случаев является ротавирусная инфекция.
2. Использование гипоосмолярной оральной регидратационной смеси с целью оральной регидратации при секреторных диареях приводило к быстрой ликвидации симптомов обезвоживания, сокращению сроков пребывания больного в стационаре и снижало необходимость назначения инфузионной терапии.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии какого-либо конфликта интересов при подготовке данной статьи.