Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Актуальная инфектология» Том 5, №1, 2017

Вернуться к номеру

Особенности коагулограммы у больных астраханской риккетсиозной лихорадкой с сопутствующей гипертонической болезнью

Авторы: Прокопенко Н.А.(1), Бахтиярова Н.Н.(2), Стулова Т.В.(3), Стулов В.Н.(3), Айналиева А.Д.(4), Поляков В.К.(5), Кутьина А.В.(1), Хасиев А.А.(1), Ахмедова А.А.(1), Бамматова И.Д.(1), Гелеханов М.В.(1), Дамзаев А.М.-Э.(1), Индербиева М.З.(1)
(1) — ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Астрахань, Россия
(2) — ГБУЗ АО «Детская городская поликлиника № 3», г. Астрахань, Россия
(3) — ГБУЗ АО «Центр медицины катастроф и станции скорой медицинской помощи», г. Астрахань, Россия
(4) — ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница», г. Астрахань, Россия
(5) — ГБУЗ АО «Патологоанатомическое бюро», г. Астрахань, Россия

Рубрики: Инфекционные заболевания

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати

Актуальность. В последние десятилетия в отдельных регионах страны наблюдается активация очагов эндемических риккетсиозов. Среди населения Нижнего Поволжья эпидемиологическое значение имеет эндемично-трансмиссивный риккетсиоз из группы клещевых пятнистых лихорадок — астраханская риккетсиозная лихорадка (АРЛ). Клиническая картина АРЛ схожа с крымской геморрагической лихорадкой и малярией. 
Цель данного исследования: изучение коагулограммы у больных АРЛ в зависимости от наличия сопутствующей гипертонической болезни (ГБ).
Для решения поставленных задач на базе ОИКБ было обследовано 43 больных АРЛ, поступавших на лечение в период 2012–2014 гг. Средний возраст больных составил 48,30 ± 0,35 года. У всех больных среднетяжелой формой АРЛ диагноз ставился на основании комплекса анамнестических, эпидемиологических, клинико-лабораторных данных. Из них обследовалось 23 больных без сопутствующего заболевания ГБ (1-я группа) и 20 больных с сопутствующей ГБ (2-я группа). 
Методы и результаты. Общепринятыми методами исследования определялись основные параметры плазменного звена: время рекальцификации плазмы (ВРП), толерантность плазмы к гепарину (ТПГ), протромбиновый индекс (ПТИ), концентрация фибриногена, фибринолитическая активность, коагуляционный тест. 
У больных АРЛ с сопутствующей ГБ в разгар заболевания количество тромбоцитов было снижено (159,12 ± 0,71 × 109/л) по сравнению с больными АРЛ без сопутствующей ГБ (161,12 ± 0,25 × 109/л) и намного ниже нормы. В период реконвалесценции количество тромбоцитов у пациентов 2-й группы несколько повышалось, не достигая нормальных показателей (162,27 ± 0,28 × 109/л).
У больных АРЛ с сопутствующей ГБ в разгар заболевания происходило повышение некоторых показателей коагулограммы. Так, время рекальцификации плазмы в разгар заболевания у больных АРЛ 1-й группы снижалось до 48,77 ± 0,52 с, тогда как у пациентов 2-й группы, напротив, увеличивалось до 132,21 ± 1,02 с.
В период реконвалесценции ВРП у больных АРЛ без сопутствующей ГБ соответствовало норме (73,78 ± 0,25 с), тогда как у пациентов с сопутствующей ГБ этот показатель продолжал повышаться (146,19 ± 0,12 с). Аналогичные изменения происходили и в отношении ТПГ. 
Толерантность плазмы к гепарину, сниженная у больных АРЛ 1-й группы (3,58 ± 0,42 с), у пациентов c АРЛ 2-й группы была на 3" больше верхней границы нормы (18,25 ± 0,67 с). В период реконвалесценции у пациентов c АРЛ без сопутствующей ГБ ТПГ нормализовалась (11,05 ± 0,27 с), тогда как у больных с сопутствующей ГБ — увеличилась (20,25 ± 1,32 с).
Фибриноген А, повышенный в разгар болезни у больных АРЛ 1-й группы до 8,98 ± 0,21, у больных АРЛ 2-й группы повышался до 15,89 ± 0,14. При этом величина фибриногена А у пациентов с сопутствующей ГБ оставалась на этих же цифрах и в период реконвалесценции (15,77 ± 0,12). 
Протромбиновый индекс у больных 1-й группы снижался до 72,88 ± 0,25 %, тогда как у пациентов 2-й группы этот показатель в разгар заболевания значительно превышал норму (122,19 ± 1,25 %). Такие же изменения произошли и в отношении протромбинового времени (ПТВ). У больных АРЛ без сопутствующей ГБ ПТВ было снижено в разгар заболевания (9,12 ± 0,38 с), а у пациентов c АРЛ с сопутствующей ГБ превышало нормальное на 5 секунд (25,38 ± 1,33).
Этаноловый тест у обследуемых пациентов был отрицательным. Тромботест и фибриноген В у всех больных АРЛ независимо от наличия сопутствующей ГБ соответствовали норме как в период разгара, так и в период реконвалесценции.
Выводы. Показатели коагулограммы у больных АРЛ с сопутствующей ГБ существенно отличались от таковых у больных АРЛ без сопутствующей ГБ. У больных без гипертонической болезни отмечалось повышение значений ВРП, фибриногена А и ПТИ, а также повышение ТПГ и ПТВ, которые в фазе ремиссии полностью нормализовались. У больных с сопутствующей гипертонической болезнью отмечалось повышение всех исследуемых показателей в период разгара, которые не восстанавливались в фазе ремиссии.  


Вернуться к номеру