Журнал «Актуальная инфектология» 2 (11) 2016
Вернуться к номеру
Синдром избыточного бактериального роста в тонкой кишке у детей: клиника, диагностика
Авторы: Литяева Л.А., Ковалева О.В. - ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России, г. Оренбург, Россия
Рубрики: Инфекционные заболевания
Разделы: Медицинские форумы
Версия для печати
Статья опубликована на с. 147-148
Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) продолжают занимать одно из ведущих мест в структуре заболеваемости детей, что во многом обусловлено увеличением контингента детей с нарушениями кишечной микробиоты.
Изменения кишечного микробиоценоза, как правило, сопровождаются нарушениями основных физиологических механизмов (уровень pH в желудке, состоятельность анатомических сфинктеров, активность протеолитических ферментов, холерез, моторика тонкой кишки и структурная целостность ЖКТ), что приводит к развитию синдрома избыточного бактериального роста в тонкой кишке (СИБР), который может проявляться широким спектром клинических симптомов — от незначительных и неспецифических до тяжелых проявлений синдрома мальабсорбции.
Одним из информативных и неинвазивных методов, принятых на Римском консенсусе (2008) и рекомендованных международными экспертами для клинической практики, являются водородные дыхательные тесты (ВДТ), ставшие первой линией обследования на СИБР для ориентировочного представления о степени бактериального обсеменения тонкой кишки.
Цель исследования: определить информативность применения ВДТ с лактулозой для экспресс-диагностики СИБР у детей группы риска с патологией ЖКТ.
Материалы и методы. Проведено обследование детей в возрасте 3–12 лет (n = 37): копрологическое, микробиологическое исследование кала, анализ кала на наличие паразитов, а также проанализированы карты их развития (форма № 112). Для выявления СИБР использован ВДТ с лактулозой (дисахарид, состоящий из галактозы и фруктозы, не расщепляется в желудке и тонкой кишке, метаболизирующийся в толстой кишке кишечными бактериями), имеющей неограниченный доступ к бактериям всех отделов пищеварительного тракта. Исследования проводили на приборе Gastrolyzer‑2 (Bedfont scientific LTD, Великобритания). Тест проводился натощак, измерялась исходная концентрация водорода в выдыхаемом воздухе. Затем через каждые 20 минут в течение трех часов после приема раствора лактулозы (1 г/кг, не более 20 г) в 100 мл воды.
Результаты и обсуждение. Критериями СИБР были увеличение концентрации водорода в выдыхаемом воздухе (> 15 ppm) в течение первых 30–60 минут исследования и ускорение «пика» его нарастания. Повышение концентрации водорода как минимум на 10 ppm даже при отсутствии клинических проявлений также расценивалось как положительное.
Возраст обследованных: 3 года — 5 детей; 5 лет — 4; 6 лет — 7; 9 лет — 8; 11 лет — 5; 12 лет — 8 детей. Из них девочек — 21, мальчиков — 16.
Причины обращения детей: периодические боли в животе (75 %), запоры (25 %), избыточная прибавка веса (25 %), «овечий» кал (20 %), изжога (20 %), жидкий непереваренный стул (20 %), вздутие живота (20 %), тяжесть в желудке (8 %), неприятный запах изо рта (8 %), кишечные колики (8 %), сниженный вес (8 %), затрудненная дефекация (8 %), кислый привкус во рту (8 %), урчание в животе (8 %), частые ацетонемические приступы (8 %).
Все дети наблюдались у гастроэнтеролога с диагнозами: хронический поверхностный гастрит (42 %), реактивная панкреатопатия (37 %), функциональный запор (25 %), гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (20 %), холецистит (18 %), дискинезия желчевыводящих путей (12 %), хронический колит (7 %).
Ретроспективно выявлено, что это были дети из группы высокого риска по инфекционно-воспалительным заболеваниям. В 1-й месяц у 1/3 из них отмечались беспокойство, вздутие и урчание живота. Во 2–3-й месяцы — у 75 % — изменения характера стула (жидкий, непереваренный, со слизью), у 20 % — запоры.
Состояние детей на момент осмотра было удовлетворительным. Почти у всех детей у корня языка отмечалась обложенность белым налетом. При пальпации живота у 50 % выявлялась болезненность в околопупочной области, у 27 % — в зоне Шоффара. У 16 % — болезненность и уплотнение сигмовидной кишки.
У большинства детей стул был регулярным (75 %), у 18 % стул был ≥ 3 раза в сутки, кашицеобразным, непереваренным. У 25 % — постоянные запоры.
В копроцитограмме у большинства детей (78 %) были выявлены стеато- и амилорея, у 25 % — слизь, лейкоциты, у 9 % — трипельфосфаты+++.
Анализ кала на гельминты и простейшие у всех был отрицательным.
Результаты микробиологических исследований фекалий выявили дефицит бифидофлоры (69 %), синдром атипичных эшерихий (64 %) и их сочетание на фоне роста условно-патогенных бактерий (УПБ), нередко с их ассоциативным ростом: Klebsiella spp. (33 %), Proteus spp. (17 %), Enterobacter spp. (11 %), Citrobacter spp. (10 %) в сочетании с грамположительной флорой: Staphylococcus spp. (66 %), Enterococcus spp. (11 %), Streptococcus spp. (9 %).
Результаты проведенных ВДТ с лактулозой показали, что почти у 35 детей уровень водорода в выдыхаемом воздухе натощак был в пределах нормы (2 ± 2 ppm). Однако у 2 пациентов при правильной подготовке к исследованию базальная концентрация водорода была высокой (8 и 9 ppm). У 1/3 (33 %) из них уровень водорода в выдыхаемом воздухе в течение 90–100 минут был в пределах нормы и имел примерно одинаковое значение (ppm = 5 ± 3) и через 120 минут исследования стал повышаться (ppm = 12 ± 2). Это свидетельствует о нормальной скорости ороцекального транзита и расщеплении лактулозы в толстом отделе кишечника. Следует отметить, что в период проведения теста дети никаких жалоб не предъявляли.
У 2/3 детей (77 %) повышение концентрации водорода в выдыхаемом воздухе (> 10 ppm) начало регистрироваться уже к концу первого часа и достигло «пика» к концу второго часа, и только в начале третьего часа (140-я минута) концентрация водорода в выдыхаемом воздухе стала уменьшаться. Это свидетельствует об избыточном обсеменении тонкой кишки микроорганизмами и расщеплении лактулозы бактериями в этом отделе кишечника. Эти же пациенты во время проведения теста отмечали: флатуленцию (25 %), вздутие живота (20 %), диарею (20 %), слабость (8 %). У 20 % субъективно никаких жалоб не было.
Сочетание у 4 % детей подъема уровня водорода на 60-й минуте проведения теста более чем на 10 ppm от исходного и дальнейшего подъема кривой на 90–120-й минуте, сопровождающееся жалобами на вздутие, боль и урчание в животе, болезненность при пальпации в правой подвздошной области, свидетельствовало о том, что содержимое толстой кишки забрасывается в тонкую, то есть имеет место нарушение функции илеоцекального клапана с развитием рефлюкс-илеита.
Заключение. Таким образом, результаты исследований детей дошкольного и младшего школьного возраста с патологией ЖКТ показали высокую информативность ВДТ с лактулозой в диагностике СИБР в тонкой кишке, точно отражая концентрацию водорода в выдыхаемом воздухе, время ороцекального транзита пищи и полноценность функционирования илеоцекального клапана.
СИБР в тонкой кишке у этих детей характеризовался нарушениями кишечной микробиоты с увеличением количественного уровня различных аэробных грамотрицательных бактерий (> 105 КОЕ/г) и анаэробов и не выявил специфических клинических особенностей.
Развитию СИБР в тонкой кишке у таких детей предшествует замедление/ускорение времени ороцекального транзита пищи — предикторов развития СИБР.