Статья опубликована на с. 59-61
Введение
Синдром истощения яичников (СИЯ) — это клинический синдром, типичным проявлением которого выступает стабильная или эпизодическая гипергонадотропная аменорея у женщин моложе 40 лет [3, 5, 7].
СИЯ характеризуется интенсивной массовой атрезией фолликулов, представляя собой спонтанно появляющийся комплекс симптомов климакса (вторичная аменорея, бесплодие, потливость, приливы жара к голове и верхней половине туловища, сердцебиение и другие признаки).
Существует множество разноречивых мнений о сущности этого заболевания: некоторые авторы считают, что при этом происходит первичное поражение яичников (Мальцева Л.И., 2010), другие же полагают, что первично поражаются центральные структуры репродуктивной функции (Бутарева Л.Б., Шахова М.А., 2010). Наконец, есть мнение, исключающее одновременное поражение всех структур репродуктивной системы (Жахур Н.А., Марченко Л.А., 2010).
Несмотря на большое количество опубликованных работ по проблеме синдрома истощения яичников, по-прежнему дискуссионным остается вопрос диагностики и выбора тактики корригирующего лечения данной патологии.
Из-за отсутствия патогномоничных признаков ранняя диагностика синдрома истощения яичников представляет для клиницистов значительные трудности. В связи с этим в литературе последних лет он имеет различные названия. Многие авторы рассматривают СИЯ в подростковом периоде как недостаточность менструального цикла, дисменорею, аменорею, половой инфантилизм, в фертильном же возрасте — как гипоменструальный синдром, а в более старшем возрасте этот синдром именуют «ранний климакс», «преждевременная менопауза», «преждевременная недостаточность яичников» и др. Возраст прекращения менструаций, при котором правомерна постановка диагноза СИЯ, является предметом дискуссии. При этом остаются малоизученными ультразвуковые и диагностические способы оценки яичников на раннем этапе заболевания, что предупредило бы развитие рака яичников и злокачественное перерождение гормонэкскретирующих клеток.
Данные литературы свидетельствуют о том, что в патогенезе СИЯ, наряду с другими факторами, немаловажную роль играет инфекция. Так, в исследованиях Л.И. Мальцевой (2010) у 82 пациенток с апоплексией, опухолевыми и опухолевидными процессами в яичниках показано, что деструктивные процессы, развившиеся в яичнике, являются результатом активации хронического воспалительного процесса, вызванного в абсолютном большинстве случаев (98,9 %) хламидиями, мико- или уреаплазменными инфекциями.
По данным Всемирной организации здравоохранения, у населения в возрасте от 15 до 49 лет в 2005 году было зарегистрировано около 45 млн новых случаев излечимых заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП). Однако на фоне снижения заболеваемости сифилисом отмечается бурный рост другими ЗППП, особенно вирусной этиологии, такими как вирус иммунодефицита человека, гепатиты, герпес, папилломавирусы и др. [1, 6, 9]. Активация и рецидив этих инфекций во время беременности приводят не только к серьезным акушерским и перинатальным осложнениям (угроза прерывания беременности, спонтанный аборт; преждевременные роды; развитие врожденных уродств, внутриутробного инфицирования, гипоксии, гипотрофии и т.д.), но и к гинекологическим осложнениям (бесплодие, раннее угасание детородной и менструальной функции, преждевременный и патологический климакс) у женщин молодого, сексуально активного репродуктивного возраста [2, 4, 8].
Установлено, что химио- или радиотерапия резко уменьшают число фолликул и могут вызывать СИЯ. Несмотря на то что аутоиммунные заболевания отмечаются у 10–20 % женщин с СИЯ, роль аутоиммунных процессов и некоторых инфекций в развитии данной патологии остается не до конца изученной. Это обстоятельство диктует необходимость продолжения исследований по изучению бактериологических и гистоморфологических аспектов синдрома истощения яичников.
Целью нашего исследования явилось изучение роли вирусной и микоплазменной инфекции в генезе синдрома истощения яичников.
Материал и методы исследования
Нами за период с 2010 по 2013 г. было обследовано 115 женщин с нарушением менструальной функции, вторичным бесплодием, доброкачественными образованиями яичника и воспалительными процессами гениталий в городском родильном доме № 6, гинекологическом отделении МСЧ ГТС г. Ташкента и РСНПМЦАГ МЗ РУз. Средний возраст обследованных женщин составил 34,80 ± 0,83 года.
Для постановки диагноза всем обследованным проводили тесты функциональной диагностики, ультразвуковое исследование гениталий, исследование базальной (ректальной) температуры, определение кариопикнотического индекса, фолликулометрию, исследование растяжимости нити шеечной слизи, симптома зрачка, папоротника и др. При проведении сравнительного анализа тестов функциональной диагностики результаты у женщин основной группы были достоверно более высокими по сравнению с контрольными значениями. На основе этих тестов ставился диагноз СИЯ. Для идентификации инфекции всем женщинам провели бактериоскопию мазка и бактериологическое исследование отделяемого мочеполовых органов. Окраску мазков производили по Граму, Романовскому — Гимзе (на хламидии), а также гематоксилином и эозином, метиленовым синим (на трихомонады). Инфекции, вызванные Herpes simplex virus (вирус простого герпеса — ВПГ), U.urealyticum, M.hominis, Chl.trachomatis, Gardnerella vaginalis, выявляли с помощью методов иммуноферментного анализа, прямой иммунофлюоресценции с использованием диагностических антител «НПФ ЛАБ-диагностика».
Статистическая обработка данных клинических исследований осуществлена на персональном компьютере Hewlett Packard Рentium ΙV в операционной системе Windows 98 с помощью программного пакета Microsoft Excel 98, включая использование встроенных функций статистической обработки.
Результаты и их обсуждение
После установления диагноза СИЯ больные были распределены на три группы:
— 1-ю группу составили 22 женщины с гормональными нарушениями и 19 пациенток, оперированных по поводу ретенционных кист и видоизмененных яичников;
— 2-ю группу — 28 женщин с воспалительными процессами и 24 пациентки, оперированные по поводу кисты, кистомы и поликистоза;
— 3-ю группу составили 16 больных с перитубарным спаечным процессом, гнойно-септическими осложнениями и 6 пациенток, оперированных по поводу пиовара, пиосальпинкса и пельвиоперитонита.
В результате исследований получены следующие данные: в 1-й группе женщин с гормональными нарушениями инфекция, вызванная U.urealyticum и M.hominis, обнаружена у 12,1 % пациенток, Herpes simplex virus — у 22,9 %, цитомегаловирусом (ЦМВ) — у 12,1 %. Во 2-й группе больных с воспалительными процессами микоплазменная инфекция выявлена в 13,4 % случаев, ЦМВ — в 11,3 %, ВПГ — в 33,6 %. Причем если у женщин 1-й группы обнаружена моноинфекция, то во 2-й группе определялись микробные флоры с Chl.trachomatis у 15,3 % пациенток, Gardnerella vaginalis — у 5,7 %. У женщин 3-й группы с перитубарным спаечным процессом и гнойно-септическими осложнениями ЦМВ встречался в 9,0 % случаев, осложнения инфекций, вызванных U.urealyticum и M.hominis, — в 45,4 %, у одной пациентки была гонорея, у трех — хламидиоз и у пяти — трихомониаз. ЦМВ был выявлен у 58,9 % больных, ВПГ — у 81 %. В этой группе высокая степень обсемененности встречается намного реже по сравнению с 1-й и 2-й группами.
Таким образом, результаты наших исследований показали, что при развитии фолликулярных и текалютеиновых кист отмечаются микст-инфекции. Прогностическими критериями риска развития ургентной патологии яичников являются наличие рецидивирующего бактериального вагиноза, хронического эндоцервицита и обнаружение U.urealyticum в ассоциации со Streptococcus aureus в цервикальном канале женщины.
Раннее выключение функции яичников в результате перенесенных воспалительных процессов, в свою очередь, приводит не только к ярко выраженным клиническим проявлениям дефицита эстрогенов, но и к таким грозным осложнениям, как вегетососудистые, психоэмоциональные и урогенитальные расстройства, что значительно снижает качество жизни молодых женщин.
Выводы
1. Женщин с уреа- и микоплазменной инфекцией репродуктивной системы следует относить к группе высокого риска развития СИЯ.
2. Степень тяжести СИЯ зависит от частоты и длительности рецидивов инфекционного поражения гениталий.
3. При уреа- и микоплазменной инфекции репродуктивной системы отмечается развитие хронического воспалительного процесса аутоиммунной природы с повреждением яичниковой ткани и истощением фолликулярного аппарата.
Список литературы
1. Мальцева Л.И. Современные проблемы инфекционной патологии в акушерстве и гинекологии // Практическая медицина. — 2010. — № 2 (41). — С. 20-22.
2. Серов В.Н. Клинико-иммунологические факторы в формировании аутоиммунной овариальной недостаточности воспалительного генеза: Научное издание / В.Н. Серов, М.В. Царегородцева, А.А. Кожин // Акушерство и гинекология. — М., 2007. — № 6. — C. 28-33.
3. Серов В.Н. Клинико-патогенетические варианты гормональной недостаточности яичников у женщин с метаболическим синдромом: Научное издание / В.Н. Серов, Н.И. Кан // Акушерство и гинекология. — М., 2004. — № 5. — C. 29-33.
4. Озерская И.А. Ультразвуковая диагностика эндокринной патологии яичников / И.А. Озерская, М.И. Агеева // Ультразвуковая и функциональная диагностика: Научно-практический журнал. — М., 2004. — № 2. — 136-143.
5. Артикходжаева Г.Ш. Состояние гипофизарно-яичниковой системы и гормональная функция плаценты у женщин с диффузно-нетоксическим зобом и невынашиванием беременности: Дис... канд. мед. наук: 14.00.01. — Ташкент, 2001. — 123 с.
6. Асатова М.М., Артикходжаева Г.Ш., Гафарова Д.Х. «Гонал-Ф» в коррекции гипогонадотропной яичниковой недостаточности // Педиатрия. — Ташкент, 2003. — Спец. вып. — С. 147-149.
7. Аюпова Ф.М. Некоторые диагностические и клинические аспекты аменореи у девушек-подростков // Мед. журн. Узбекистана. — 1996. — № 3. — С. 40-42.
8. Балаболкин М.П., Клебанова Е.М., Креминская В.Н. Дифференцированная диагностика и лечение эндокринных заболеваний: Руководство. — М., 2002. — С. 688-697.
9. Бабичев В.Н., Адамская Е.И., Перышкова Т.А. Механизмы, контролирующие избирательное освобождение фолликулостимулирующего гормона // Проблемы эндокринологии. — 1992. — № 5. — С. 9-12.
10. Жахур Н.А. Возможности восстановления фертильности у пациенток с преждевременной недостаточностью яичников (обзор литературы) / Н.А. Жахур, Л.А. Марченко, Л.Б. Бутарева, М.А. Шахова // Проблемы репродукции. — 2010. — № 1. — С. 40-48.