Газета "Новини медицини та фармації" Акушерство, гинекология, репродуктология (275) 2009 (тематический номер)
Повернутися до номеру
Системные антимикотики как альтернатива топической терапии при лечении острого вагинального кандидоза
Автори: А.А. Ермаченко, О.М. Бабенко, Т.И. Холодняк, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Версія для друку
Применение современных противогрибковых препаратов значительно сократило продолжительность лечения острого вагинального кандидоза (ВК). Терапия короткими курсами препаратами для местного лечения достаточно эффективна и сопровождается незначительными побочными эффектами. Пероральное назначение фунгицидных средств, таких как флюконазол, так же хорошо переносится пациентами как и топическая терапия. Более того, в последние годы наблюдается значительный интерес пациентов с ВК к препаратам для перорального приема.
Итраконазол — относительно новый препарат триазолового ряда для лечения ВК. Этот химический агент является достаточно привлекательной альтернативой, так как он имеет высокую активность против всех штаммов рода кандида и низкую частоту реинфекции. Во многих исследованиях было показано, что данный препарат более эффективен в устранении кандидозной инфекции, чем кетоконазол.
У пациентов, пролеченных перед вагинальными гистерэктомиями, итраконазол обнаруживался в тканях влагалища уже через один час после приема 200 мг препарата, а его максимальное накопление в тканях удерживалось в течение 15 часов. На основании этих данных был исследован режим дозирования итраконазола у женщин с острым ВК. Было установлено, что оптимальной схемой является 200 мг один раз в день в течение трех дней.
Целью проведенного нами клинического исследования было сравнить эффективность и безопасность трехдневного курса итраконазола с аналогичным курсом клотримазола.
Материалы и методы
Небеременные женщины старше 18 лет c симптомами ВК (выделения, воспаление и зуд) и наличием нитей мицелия при микроскопии были включены в данное исследование. Женщины, имеющие патологическую цитологию, рецидивирующий ВК, диабет, иммунодефицитные состояния, микст-инфекцию влагалища, аллергию на препараты азолового ряда, автоматически исключались.
Это исследование проводилось на базе Донецкого регионального центра охраны материнства и детства. Перед назначением препарата мы получили информированное согласие каждой пациентки. Жалобы и данные объективного исследования оценивались согласно следующей шкале: нет (один балл), незначительные (два балла), умеренные (три балла) и тяжелые (четыре балла). Всем пациенткам производилось полное клинико-лабораторное обследование, бактериоскопическое и бактериологическое исследование мазка. Все пациентки были случайно разделены на две группы в соотношении 2 : 1. Первая группа получала две капсулы по 200 мг итраконазола в течение трех дней, вторая группа — две вагинальные таблетки по 200 мг клотримазола во влагалище три ночи подряд. Все пациентки были информированы о том, что они не должны получать никаких других препаратов, включая спринцевания и контрацептивы, вводимые вагинально. Кроме того, во время проведения данного исследования было рекомендовано использование презервативов. Пациентки были повторно обследованы через неделю после завершения терапии. Нами оценивались жалобы и симптомы, наличие грибковой флоры в мазках и культуре. Дополнительно пациентки опрашивались по поводу побочных эффектов препаратов, проводились повторные анализы крови и мочи. Женщины также анкетировались на предмет предпочтительности того или иного вида терапии с помощью разработанного нами опросника. Пациентки без симптомов кандидоза и с отсутствием нитей мицелия в мазках приглашались на повторное исследование через три недели. Те, которые отметили возвращение симптомов заболевания, были опять пролечены до назначенного срока визита. Если у пациентки полностью отсутствовали жалобы и симптомы через четыре недели после завершения курса терапии, то она считалась излеченной, улучшением считалось значительное разрешение существовавших симптомов. Отрицательный результат фиксировался при отсутствии улучшения. Микробиологическая оценка базировалась на основании наличия или отсутствия штаммов кандиды в культуре во время каждого визита. Статистическая оценка базировалась на основании критерия Фишера.
Результаты и их обсуждение
68 женщин были включены в исследование. Тяжесть кандидоза была одинакова в обеих группах. Большинство пациенток имели незначительные или умеренные симптомы заболевания. По эпидемиологическим параметрам группы были сопоставимы. Все 48 пациенток, получавших итраконазол, и 20, получавших клотримазол, подверглись необходимому клиническому и микробиологическому обследованию. Клинически уровень излеченности был одинаков в обеих группах. Из 48 пациенток, пролеченных итраконазолом, 46 (96 %) не имели симптомов кандидоза или отмечали значительное улучшение состояния при первом визите после окончания лечения. У всех 20 пациенток, получавших клотримазол, мы отметили аналогичные результаты. Во время первого визита после лечения отрицательный результат при микроскопии мазка был у 19 (95 %) женщин второй группы и у 35 (73 %) женщин первой группы, статистически значимых различий нет.
Из 35 пациенток, пролеченных итраконазолом, у 27 (83 %) во время второго визита отсутствовали симптомы кандидоза или они отмечали их значительное уменьшение. В группе, пролеченной клотримазолом, только у 12 (67 %) из 18 пациентов было обнаружено отсутствие жалоб или улучшение состояния. Статистически значимых различий в клинической оценке эффективности проведенной терапии мы также не обнаружили. При повторной микроскопии мазка через три недели после первого визита в обеих группах были обнаружены сходные результаты.
В целом отрицательный результат лечения мы получили у 8 (17 %) из 48 пациенток первой группы в сравнении с 6 (30 %) из 20 женщин второй группы, получавших клотримазол. Необходимо отметить, что женщины из группы итраконазола, по результатам анкетирования отмечали большую удовлетворенность проведенной терапией, чем пациентки из группы клотримазола. Данная особенность, по всей видимости, связана с большей приемлемостью для пациентов коротких курсов пероральной терапии, чем местного лечения.
Таким образом, в лечении острого ВК итраконазол может быть хорошей альтернативой общепринятому местному лечению данного заболевания. Единственным серьезным недостатком по-прежнему остается его высокая стоимость.