Газета "Новини медицини та фармації" 7(278) 2009
Повернутися до номеру
Пищеводные боли: умеем ли мы их распознавать?
Автори: В.С. Голочевская, Кафедра пропедевтики внутренних болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
Версія для друку
Заболевания пищевода наиболее часто сопровождаются такими субъективными симптомами, как изжога, дисфагия и ретростернальная боль.
Если боли оказываются единственным симптомом, то они часто представляют большую диагностическую проблему, поскольку боли в грудной клетке могут возникать при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, средостения, органов дыхания, пищеварения, ребер, грудины и др. Поэтому очень важно знать особенности пищеводных болей, механизм их возникновения и уметь проводить дифференциальный диагноз с болями другого происхождения, в первую очередь с грудной жабой.
Механизм возникновения болей при различных заболеваниях пищевода неодинаков:
1) нарушение моторики пищевода: дискинезия пищевода, ахалазия кардии;
2) пептическая агрессия желудочного и дуоденального содержимого при ГЭР;
3) растяжение стенок пищевода при ГЭР;
4) поражение слизистой оболочки пищевода (эзофагит, язвы, эрозии);
5) нарушение трансэзофагеального пассажа при ахалазии кардии и стенозах пищевода различного генеза;
6) аэрофагия;
7) прорастание серозной оболочки пищевода при злокачественных новообразованиях.
Основную роль в происхождении болей играют нарушения моторики пищевода. Дискинезии пищевода, особенно его диффузный спазм, гипертензия нижнего пищеводного сфинктера, непропульсивные хаотические сокращения нижней трети пищевода, так называемый пищевод Щелкунчика, могут сопровождаться появлением выраженных болей спастического характера.
Аналогичный механизм обусловливает возникновение болевого синдрома при ахалазии кардии: препятствие в виде нераскрывающегося кардиального сфинктера по пути продвижения пищевого комка вызывает усиленное сокращение пищевода, сопровождающееся появлением боли [2, 4].
Второй фактор в механизме болей — гастроэзофагеальный рефлюкс (ГЭР), при котором важное значение имеет пептическая агрессия желудочного сока, а иногда и дуоденального содержимого, если наряду с ГЭР имеется и дуоденогастральный рефлюкс. Возникающий при этом рефлюкс-эзофагит может сопровождаться загрудинной болью.
Кроме того, при ГЭР происходит растяжение стенок пищевода, что также вызывает боль. Главное — ГЭР нередко является причиной гипермоторной дискинезии и связанной с ней боли спастического характера. Такой механизм болей отмечается у 60 % больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ).
Эзофагиты любой этиологии — пептические, кандидозные, герпетические, застойные (при нарушении трансэзофагеального пассажа у больных ахалазией кардии, стриктурами, опухолями пищевода) — также могут стать причиной возникновения загрудинных болей. В зависимости от механизма возникновения характер болей бывает различным (табл. 1).
Спастические боли при дискинезии пищевода носят приступообразный характер. Они могут быть жгучими, давящими, раздирающими, локализуются за грудиной, иногда иррадируют в шею, челюсть, спину, руки, особенно в левую, сопровождаются вегетативными проявлениями (ощущением жара, потливостью, дрожью в теле) [2, 3]. Эти боли появляются без четкой связи с приемом пищи, могут возникать и после еды, и ночью в покое и при волнениях. Купируются они нитроглицерином, глотком воды, прокинетиками и анальгетиками.
При ГЭРБ наблюдаются и другие боли — неприступообразные, усиливающиеся в горизонтальном положении и при наклоне туловища вперед, купирующиеся переменой положения тела и приемом антацидов.
Пищеводные боли могут быть постоянными, тупыми или жгучими. Подобные загрудинные боли наблюдаются при эзофагитах любой этиологии (пептических, герпетических, кандидозных), язвах пищевода, длительном застое в пищеводе при нарушении трансэзофагеального пассажа у больных ахалазией кардии, с опухолью или стриктурой пищевода, дивертикулитами.
Иногда при эзофагитах, язве пищевода боль возникает только во время глотания. Она называется одинофагией, зависит от характера пищи, усиливается при приеме кислой, острой пищи, очень горячей или очень холодной.
Своеобразная загрудинная боль, сочетающаяся с чувством распирания в эпигастрии и нехватки воздуха, наблюдается при аэрофагии. Эта боль проходит после отрыжки.
Пищеводные боли требуют тщательного обследования для выяснения характера поражения пищевода. Обследование включает тщательный расспрос больного с выяснением особенностей болей, их зависимости от характера пищи и других провоцирующих факторов, средств купирования болей и т.д.
Методы диагностики, применяемые для уточнения характера пищеводных болей:
1) расспрос;
2) осмотр;
3) эзофагоскопия;
4) рентгенологическое исследование пищевода;
5) эзофагоманометрия;
6) 24-часовая рН-метрия;
7) провокационные пробы;
8) пробы с антисекреторными препаратами.
Объективные методы исследования по информативности значительно уступают расспросу, но полностью их игнорировать нельзя. Они позволяют выявить потерю массы тела, обезвоженность, увеличение шейных лимфоузлов, например при раке пищевода.
При выраженном нарушении трансэзофагеального пассажа можно отметить исчезновение полулунного пространства Траубе, а при аэрофагии — его увеличение. Однако эти симптомы выявляются редко. Поэтому в диагностике заболеваний пищевода большое значение имеют инструментальные исследования, в том числе эзофагоскопия, с помощью которой можно выявлять опухоли, язвы, эрозии пищевода, объясняющие причину возникновения пищеводных болей.
Однако ГЭР, как и другие нарушения моторики пищевода, при эзофагоскопии не выявляется: у 30–60 % больных с выраженными симптомами ГЭР нет видимых изменений слизистой оболочки [5, 6]. В связи с этим не утратило практическое значение рентгенологическое исследование пищевода. С его помощью изучают топографию и анатомию пищевода: по движению контрастного вещества оценивают пропульсивную способность, отмечают дискинетические изменения, ГЭР, наличие стриктур, язв и опухолей.
Рентгенологический метод дает возможность оценить состояние соседних органов и систем — кровообращения, дыхания, а также средостения, которые также могут быть источником болей в грудной клетке.
В оценке двигательных нарушений пищевода (наиболее частой причины загрудинных болей) большое значение имеет эзофагоманометрия, регистрирующая двигательную активность эзофагеальной мускулатуры. С помощью этого метода можно выявить ахалазию кардии, диффузный спазм пищевода, гипертензию нижнего пищеводного сфинктера. Однако считать их несомненной причиной болевого синдрома можно только в тех случаях, когда боли совпадают по времени с нарушением моторики, а это наблюдается только у 20 % исследуемых пациентов [9].
Поскольку в происхождении пищеводных болей большое значение имеет ГЭР, их оценку облегчает суточное мониторирование рН в пищеводе, позволяющее определить число рефлюксов за сутки и время, в течение которого рН в пищеводе находится ниже 4.
При ГЭРБ число рефлюксов превышает 50 в сутки, а время низкого рН в пищеводе суммарно превышает 1 ч. Совпадение рефлюкса с возникновением боли может свидетельствовать о ее пищеводном происхождении. Если же при инструментальном исследовании не удается доказать пищеводный генез загрудинных болей, используются провокационные пробы.
Состояние ГЭР можно моделировать с помощью пробы Бернштейна. Перфузия пищевода через катетер 0,1 Н раствором HCl со скоростью 6–8 мл/мин может вызвать типичные загрудинные боли. Оценка этой пробы неоднозначна — от 10–27 [7, 9] до 80 % [6] положительных результатов.
К провокационной пробе относится и проба с раздуванием баллона. Баллон длиной 30 мм устанавливается на 10 см выше нижнего пищеводного сфинктера. Раздувание баллона воздухом вызывает боли. Проба положительна в 60 % случаев.
Наиболее точным является метод одновременного суточного мониторирования рН и давления в пищеводе. По информативности он превосходит пробы и значительно физиологичнее их [11, 13].
При ГЭРБ характер болей можно уточнить пробами с антисекреторными препаратами. Среди них наиболее распространена омепразоловая проба. Назначение омепразола по 40 мг утром и 20 мг вечером в течение 7 дней приводит к купированию болей у большинства больных, если они имеют пищеводное происхождение.
В клинической практике боли, обусловленные патологией пищевода, необходимо дифференцировать с болями другого происхождения. Главная задача врача при загрудинной локализации болей — правильно оценить состояние больного и исключить заболевания, требующие неотложных мероприятий: инфаркт миокарда, расслаивающую аневризму аорты, тромбоэмболию легочной артерии, спонтанный пневмоторакс, ущемление диафрагмальной грыжи, перфорацию пищевода.
Отсутствие признаков угрозы жизни больного при ретростернальной боли не исключает необходимости выяснения ее источника. Особенно большие затруднения возникают при дифференциальной диагностике пищеводных болей с грудной жабой.
Псевдокоронарные (ангиноподобные) боли при заболеваниях пищевода наблюдаются у 20–60 % больных, что нередко приводит к ошибочному диагнозу. Коронарография, проводимая при загрудинных болях, в 30 % случаев не выявляет изменений в коронарных артериях [1]. С другой стороны, у пожилых больных достаточно часто сочетаются ГЭРБ и ишемическая болезнь сердца (ИБС).
Так, при проспективном исследовании функционального состояния пищевода у больных с нормальными ангиограммами коронарных артерий и у пациентов с ИБС было выявлено появление загрудинных болей при ГЭР в обеих группах с одинаковой частотой [8].
Поскольку при ГЭР у больных с ИБС боли могут иметь двоякий характер, то есть и коронарный, и псевдокоронарный, важно уметь их различать. Сравнительная характеристика этих болей представлена в табл. 2. Их большое сходство по характеру, локализации, иррадиации объясняется одинаковой иннервацией сердца и пищевода.
Различие болей заключается в факторах, вызывающих и облегчающих боль, и в сопутствующих симптомах. Например, при патологии пищевода они зависят не только от объема съеденной пищи, но и от ее характера (острая, очень холодная или горячая). Они могут продолжаться дольше, чем приступ стенокардии, купироваться переменой положения тела, глотком воды, антацидами.
При стенокардии за счет висцеро-висцеральных рефлексов могут наблюдаться отрыжка и тошнота, как и при пищеводных болях, но при ней отмечаются угнетенное психическое состояние (страх надвигающейся смерти), одышка, слабость, что не характерно для заболеваний пищевода.
Если по клиническим признакам не удается уточнить характер болей, у пациента необходимо в первую очередь исключить ИБС. Для этого выясняют наличие факторов риска ИБС (возраст, пол, наследственность, артериальная гипертензия, гиперлипидемия и др.), выявляют признаки поражения сердечно-сосудистой системы (гипертрофия левого желудочка, изменение тонов сердца, шумы). Используют инструментальные методы диагностики ИБС: суточное мониторирование ЭКГ, велоэргометрию, эхокардиографию (в покое и при нагрузке), радионуклидные исследования (перфузионную сцинтиграфию миокарда), а при неинформативности этих методов — коронарографию.
Исключение выраженной коронарной патологии позволяет более тщательно обследовать пищевод.
Таким образом, пищеводные боли могут иметь различный характер. Особенно трудны для распознавания ангиноподобные боли. Их можно объяснить эзофагеальной патологией только в том случае, если они по времени четко совпадают с ГЭР или с нарушением моторики пищевода, а главное — если достаточно надежно исключена ИБС.
1. Билхарц Л.И. Осложнения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. — 1998. — Т. 8, № 5. — С. 69-76.
2. Гребенев А.Л., Нечаев В.М. Общая симптоматика болезней пищевода // Руководство по гастроэнтерологии: В 3 т. / Под ред. Ф.И. Комарова, А.Л. Гребенева. — М.: Медицина, 1995. — Т. 1. — С. 15-29.
3. Нечаев В.М., Степенко А.С. Дискинезия пищевода // Пробл. гастроэнтерол. — 1995. — Т. 3, № 1–2(14). — С. 3-6.
4. Трухманов А.С. Тактика комплексного лечения ахалазии кардии: Автореф. дис… канд. мед. наук. — М., 1995.
5. Bate C.M. et al. Reflux symptom relief with omeprazole in patients without esophagitis // Aliment. Pharmacol. Ther. — 1996. — Vol. 10. — P. 547-555.
6. Bennet J.R. Ethiology, Pathogenesis and Clinical manifestation of GERD // Scand. J. Gastroenterol. — 1988. — Vol. 23. — P. 67-72.
7. Bernstein L.M. et al. Differentiation of esophageal pain from angina pectoris: role of esophageal acid perfusion test // Medicine. — 1962. — Vol. 41. — P. 143-162.
8. Cooke R.A., Anggiansah A., Chambers W.J. et al. A prospective study of esophageal function in patients with normal coronary angiograms and controls with angina // Gut. — 1998. — Vol. 42. — P. 323-329.
9. Janssens J., Vantrappen G. Angina-like chest pain of esophageal origin // Baillieres clin. Gastroenterol. — 1987. — Vol. 1, № 4. — P. 843-855.
10. London J.R., Ouyang A., Snape W. et al. Provocation of esophageal pain by edrophonium // Gastroenterology. — 1981. — Vol. 81, № 1. — P. 10-14.
11. Peters L., Maas L., Petty D. et al. Spontaneous noncardiac chest pain. Evaluation by 24-hour ambulatory esophageal motility and pH-monitoring // Gastroenterology. — 1988. — Vol. 95. — P. 878-886.
12. Richter J.E., Barish C.F., Castel D.O. Abnormal sensory perception in patients with esophageal chest pain // Gastroenterology. — 1986. — Vol. 91. — P. 845-852.
13. Vantrappen G., Janssens J. What is irritable esophagus? Another point of view // Gastroenterology. — 1988. — Vol. 95, № 4. — P. 1032-1094.