Журнал «Здоровье ребенка» 1(4) 2007
Вернуться к номеру
Новый взгляд на возникновение метаболического синдрома
Авторы: Л.С. ОВЧАРЕНКО, Н.В. ЖИХАРЕВА,
Запорожская медицинская академия последипломного образования
Рубрики: Педиатрия/Неонатология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Целью данного исследования стало изучение гормонального статуса и обмена веществ у детей с нервно-артритической аномалией конституции для установления возможной трансформации последней в метаболический синдром. Выявленные общность звеньев патогенеза и однотипность клинических проявлений позволили предположить, что нервно-артритический диатез может рассматриваться как предшественник метаболического синдрома, т.е. является своеобразным маркером предрасположенности к метаболическому синдрому.
метаболический синдром, нервно-артритический диатез, дети, нарушения обмена веществ.
Введение
Аномалия конституции — заболевание или предшественник патологического состояния? Ответ на этот вопрос в настоящий момент неоднозначен. Н.С. Маслов (1926) определял аномалию конституции как особенность реактивности и изменчивость детского организма. Согласно утверждениям Ю.Е. Вельтищева (1984), аномалии конституции — разнообразные отклонения от нормального фенотипа, которые могут быть объективно распознаны [1]. В МКБ X раздел, включающий понятие об аномалиях конституции, отсутствует. При этом фенотипически дети с нервно-артритическим (НАД) и лимфатическим диатезами узнаваемы, а клинический прогноз порою крайне неблагоприятен. Так, дети с НАД отличаются наследственной предрасположенностью к болезням обмена веществ, полигенным наследованием, являются потенциальными претендентами на развитие мочекаменной, желчнокаменной болезни, ишемической болезни сердца, сахарного диабета, подагры и метаболического синдрома.
Метаболический синдром (МС) определяется как комплекс метаболических, гормональных и клинических нарушений, в основе которых лежат инсулинорезистентность и компенсаторная гиперинсулинемия. Нарушения, объединенные рамками МС, длительное время протекают бессимптомно, нередко начинают формироваться в юношеском и детском возрасте, задолго до клинической манифестации сахарного диабета, артериальной гипертензии и атеросклеротических поражений сосудов.
Целью нашего исследования стало изучение гормонального статуса и обмена веществ у детей с НАД для установления возможной трансформации НАД в МС.
Материалы и методы
Нами были сформированы 2 группы обследования: дети с НАД в возрасте от 3 до 6 лет (30 детей) и контрольная группа — условно здоровые дети г. Запорожья (30 детей). Дети в группах наблюдения были сопоставлены по возрасту, полу, сопутствующей патологии. Клинический метод обследования включал в себя изучение биологического и социального анамнеза, общеклиническое и биохимическое обследование. Определение адренокортикотропина проводилось радиоиммунным методом с помощью набора ACTNK (CTF-IRE-SORIN). Определение кортизола в сыворотке крови проводилось методом конкурентного связывания белка с помощью набора CORTK (CEA-IRE-SORIN). Определение соматотропина проводилось с помощью набора ACTNK (CEA-IRE-SORIN) по принципу, общему для всех радиоиммунных методов. Для определения тиреотропного гормона гипофиза использовали наборы реактивов RTA-MAT-TSN производства фирмы BICK-Sangtek Diagnostika, Германия. Радиоактивность определяли на счетчике гамма-облучения RACK-GAMMA, Швеция. Исследование Т3 и Т4 в сыворотке крови проводилось с помощью радиоиммунных наборов с использованием стандартных наборов реактивов производства ХОП и БОХ (Беларусь). Измерение радиоактивности проводилось на счетчике гамма-облучения производства фирмы IKB (Швеция). Обследования проводились в динамике: до лечения, через 3 и 6 месяцев после лечения. Определение 4-пиридоксиновой кислоты — одного из предшественников витамина В6 — проводили флюориметрическим методом по Huff, Perlzweig.
Полученные клинические и параклинические показатели обрабатывались по методу вариационной статистики и с помощью параметрического критерия Стьюдента. Определение значений предельных сумм диагностических коэффициентов при разных допустимых процентах ошибок первого и второго рядов проводилось по формуле А. Вальда для последовательного статистического анализа. В процессе обработки полученных результатов использовался персональный компьютер с привлечением пакета программ Microsoft Excel.
Обсуждение полученных результатов
Анализ биологического анамнеза групп наблюдения показал, что 8,6 % детей с НАД имели вес при рождении более 4000 г; в периоде новорожденности у 30,76 % детей была выявлена уратурия.
При анализе генеалогического анамнеза было выявлено, что 8 (26,6 %) матерей страдали артрозами, 4 (13,3 %) — гипертонической болезнью, 5 (16,6 %) — ишемической болезнью сердца, 9 (30 %) — сахарным диабетом и ожирением.
В структуре патологии детей с НАД преобладали функциональные заболевания желудка, дисметаболические нефропатии, рецидивирующие ацетонемические состояния и нервно-психические расстройства. Проведенный анализ структуры заболеваемости и биологического анамнеза детей позволил выделить у детей с НАД достаточно конкретные фенотипические признаки, а именно:
— эмоциональную лабильность;
— диспептический синдром, проявляющийся часто избирательностью аппетита;
— рецидивирующую ацетонемическую рвоту;
— уратурию в периоде новорожденности.
Изучение показателей гормонального статуса у детей с НАД выявило некоторые различия по сравнению со здоровыми детьми (табл. 1).
Было выявлено достоверное повышение уровня соматотропина у детей с НАД (Р < 0,05, Р < 0,01) по сравнению с группой контроля. Это, по нашему мнению, может оказывать содействие усилению липолиза у детей с НАД с чрезмерным образованием кетоновых тел (что было выявлено при исследовании мочи на наличие кетоновых тел) [2]. Участие кетонов в обмене гликогена, который, в свою очередь, нарушается при МС (что ведет к инсулинорезистентности), является, на наш взгляд, одним из фактов, указывающих на возможность трансформации НАД в МС, о чем говорят в своих работах С.А. Бутрова, М.Н. Мамедов.
Уровень адренокортикотропина у детей группы наблюдения не отличался от такового в группе контроля. Уровень тиреотропина у детей с НАД был достоверно ниже, чем в контрольной группе (Р < 0,05, Р < 0,01). Функцию щитовидной железы оценивали по содержанию Т3 и Т4 в сыворотке крови. Снижение концентрации этих гормонов у детей с НАД было недостоверным.
Надо отметить, что характер сформированных внутренних связей — нейроэндокринных, эндокринно-метаболических и др. — обусловливает стойкость гомеостаза. Именно эти связи (их динамические изменения) принимают участие в формировании общего адаптационного синдрома [3, 4]. С целью выявления стадии общего адаптационного синдрома нами были рассчитаны коэффициенты, которые характеризуют компенсаторные возможности организма, а именно соотношение кортизола и инсулина [3]. Выявленные коэффициенты свидетельствуют о напряжении и нестойкости компенсаторных возможностей организма детей с НАД по сравнению с детьми контрольной группы (табл. 2), а именно о гормональном дисбалансе с тенденцией к гиперинсулинемии.
Выявленная нестойкость гомеостаза на фоне недостоверного увеличения инсулина при наличии определенных средовых факторов может реализоваться в истинную гиперинсулинемию и в дальнейшем — в инсулинорезистентность [5].
В основе патогенеза НАД лежит нарушение обмена пуринов, которые принимают участие во многих биохимических процессах [6]. В синтезе пуринов важную роль играет пиридоксин, который задействован в процессах трансаминирования и дезаминирования аминокислот, т.е. является одним из основных регуляторов белкового метаболизма [7]. Так как одной из причин манифестации клинической симптоматики НАД являются нарушения пуринового обмена, чрезвычайно важным видится исследование уровня пиридоксина по концентрации одного из метаболитов витамина В6 — 4-пиридоксиновой кислоты в моче (табл. 3).
Достоверное уменьшение уровня 4-пиридоксиновой кислоты у детей с НАД указывает на имеющиеся глубокие нарушения белкового обмена и является фактором риска для усугубления нехватки белковых структур при наличии имеющейся избирательности аппетита.
Известно, что основными субъективными проявлениями МС являются эмоциональная лабильность, ощущение усталости и избирательный аппетит [5]. Данный факт в совокупности с общностью звеньев патогенеза позволил нам определить НАД как предшественника МС, своеобразный маркер предрасположенности к МС.
Выводы
1. Метаболический синдром и одна из аномалий конституции — нервно-артритический диатез — имеют общие причины возникновения.
2. В основе патогенеза метаболического синдрома, как и нервно-артритического диатеза, лежат гормональные и обменные нарушения.
3. Нервно-артритический синдром можно расценивать как предшественника метаболического синдрома.
4. Дети с нервно-артритическим диатезом нуждаются в противорецидивной терапии с целью предупреждения развития у них метаболического синдрома.
1. Ласица О.И., Сидельников В.М. Диатезы у детей. — К.: Здоров'я, 1991. — 120 с.
2. Жуковский М. А. Детская эндокринология: Руководство для врачей. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1995. — 656 с.
3. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск: Наука, 1983. — 234 с.
4. Тигранян Р.А. Гормонально-метаболический статус организма при экстремальных воздействиях. — М.: Наука, 1990. — 286 с.
5. Научный симпозиум «Метаболический синдром. Новые подходы к лечению» // Кардиология. — 2000. — № 8. — С. 77-80.
6. Квашнина Л., Евграфова Н. Нейро-артритическая аномалия конституции, нарушения пуринового обмена и ацетонемический синдром у детей // Доктор. — 2003. — № 3. — С. 79-82.
7. Горяченкова Е.В. Витамин В6 (пиридоксин) // Витамины / Под. ред. М.И. Смирнова. — М.: Медицина, 1974. — С. 236-263.