Газета "Новини медицини та фармації" 3-4(269-270) 2009
Повернутися до номеру
Изучение эффективности и переносимости Тиодарона в лечении пациентов пожилого возраста с ИБС и желудочковой экстрасистолией высоких градаций
Автори: В.Ю. ЛИШНЕВСКАЯ, д.м.н., профессор, Институт геронтологии АМН Украины, г. Киев
Версія для друку
Среднестатистический житель современного общества, ежедневно подвергающийся комплексному воздействию издержек урбанизации, приобретает к зрелому возрасту стандартный «букет» заболеваний, требующих ежедневной медикаментозной коррекции. Учитывая многокомпонентность современных стандартов терапии, для коррекции 2–3 хронических заболеваний требуется ежедневный прием до 10 и более фармакологических препаратов.
Безусловно, это создает существенные как социальные, так и материальные неудобства, а также значительно повышает риск неблагоприятных межлекарственных взаимодействий. В связи с этим важным и достаточно быстро развивающимся направлением современной фармакологии является создание комбинированных препаратов, компоненты которых дополняют терапевтический эффект друг друга и позволяют оптимизировать терапию как за счет повышения ее эффективности, так и за счет уменьшения количества необходимых для приема препаратов.
Следует отметить, что наиболее перспективной областью для развития этой отрасли фармакотерапии является кардиология. Пандемический характер распространенности и многогранность клинических проявлений заболеваний сердечно-сосудистой системы обусловили необходимость создания препаратов, позволяющих максимально учесть возможность охвата нескольких патогенетических механизмов развития кардиальной патологии в одном медикаментозном средстве. В качестве примера таких препаратов можно привести комбинацию разных классов антигипертензивных средств с мочегонными, антагонистов кальция с ингибиторами АПФ, бета-блокаторов с антагонистами кальциевых каналов и др.
Однако еще более сложной и, пожалуй, наименее решенной в аспекте оптимальной коррекции является проблема нарушений сердечного ритма. Хорошо известно, что в 80 % случаев причиной внезапной кардиальной смерти является аритмия. Очевидным предвестником и доказанным предиктором этого события служит желудочковая экстрасистолия высоких градаций. Следовательно, лечение желудочковых аритмий, развившихся на фоне органической патологии миокарда (чаще всего ИБС) необходимо и обязательно.
Вместе с тем многолетние исследования на эту тему показали, что препараты, обладающие высокой антиаритмической активностью в большинстве случаев весьма токсичны, нетоксичные же представители «антиаритмиков» не дают желаемого эффекта.
И только амиодарон, объединивший в себе свойства нескольких классов, обладает достаточной клинической и прогностической эффективностью. Синтезированный в 1962 году в качестве коронаролитического средства, амиодарон обнаружил способность тормозить активность альфа- и бета-адренергических рецепторов, не блокируя их, чем способствовал уменьшению потребления миокардом кислорода, не потенцируя при этом кардиодепрессивный эффект и нарушение бронхиальной проходимости. Также было показано, что препарат действует как периферический вазодилататор, снижая ОППС (за счет частичной блокады кальциевых каналов). Т.е. изначально амиодарон был позиционирован как антиишемическое средство. И только выявленное в дальнейшем выраженное влияние амиодарона на потенциал действия кардиомиоцитов, в основном за счет блокирования калиевых токов (III класс по классификации Vaughan Williams), привело к широкому использованию препарата в качестве антриаритмического средства с доказанной впоследствии высокой клинической эффективностью [3].
В настоящее время мы располагаем масштабными данными по применению амиодарона в значительном числе разделов кардиологии. Препарат показал высокую эффективность для купирования пароксизмальных суправентрикулярных и желудочковых аритмий, фибрилляции предсердий, желудочковой экстрасистолии высоких градаций (антиаритмическая активность препарата, по данным литературы, достигает 92 %), а также для поддержания восстановленного ритма [6, 7, 9]. Важным аспектом применения амиодарона является возможность увеличения продолжительности жизни больных, перенесших инфаркт миокарда, и пациентов с сердечной недостаточностью [5, 8, 10].
Таким образом, амиодарон, обладающий коронаролитическим, бета-блокирующим, холинолитическим эффектами предполагает воздействие сразу на несколько патогенетических механизмов прогрессирования ИБС, а его антиаритмические свойства конкурируют с лучшими новейшими препаратами данной направленности, что обусловливает доказанную прогностическую эффективность препарата в увеличении продолжительности жизни больных ИБС с нарушениями ритма сердечной деятельности.
Однако следует отметить, что, согласно последним рекомендациям по лечению ИБС, неотъемлемым оптимизирующим компонентом терапии данного заболевания должны быть препараты, обладающие метаболической активностью. При этом амиодарон, хотя и имеет косвенную способность улучшать энергетический обмен миокарда, не обладает достаточной кардипротективной эффективностью.
В связи с этим комплексный комбинированный препарат, объединивший амиодарон и препарат с метаболической эффективностью тиотриазолин, может считаться практически идеальной комбинацией для данной категории пациентов.
На сегодняшний день тиотриазолин известен как препарат, обладающий антиоксидантным, мембраностабилизирующим, противоишемическим, антиаритмическим, иммуномодулирующим, противовоспалительным, кардиопротективным, нейропротективным, нефропротективным действием [1, 4]. В основе его эффективности лежит способность усиливать компенсаторную активацию анаэробного гликолиза, снижать степень угнетения окислительных процессов в цикле Кребса, увеличивать (за счет сохранения окислительной продукции энергии на трикарбоновом участке и влияния на активацию дикарбонового участка) внутриклеточный фонд АТФ, стабилизировать метаболизм клетки [1, 2, 4].
Следует отметить, что наряду с кардиальным доказан выраженный гепатопротективный эффект тиотриазолина, что особенно важно для пациентов, длительно принимающих амиодарон, в связи с общеизвестной гепатотоксичностью последнего [4].
Таким образом, комбинация амиодарона с тиотриазолином является не только сочетанием двух препаратов с взаимодополняющим влиянием на патогенез ИБС, но и редким примером позитивного межлекарственного взаимодействия, что позволяет рекомендовать его наиболее сложным категориям пациентов, в частности лицам пожилого возраста.
С целью подтверждения последнего нами было проведено исследование по изучению клинической эффективности, переносимости и безопасности препарата Тиодарон у больных ИБС пожилого возраста с желудочковой экстрасистолией высоких градаций.
Апробация препарата Тиодарон производства корпорации «Артериум» проведена на 32 пациентах с диагнозом ИБС: стабильная стенокардия II–IV функционального класса, желудочковая экстрасистолия (III–V класс по Лауну). СН 0–1. Средний возраст пациентов 67,4 ± 2,3 года.
Обозначенные пациенты получали препарат в дозе 600 мг/сут на протяжении 2 недель с последующим переходом на поддерживающую дозу 200 мг/сут. Длительность наблюдения 3 месяца.
В качестве критериев оценки эффективности и переносимости препарата избраны: суточное мониторирование ЭКГ, оценка субъективного состояния, лабораторный контроль уровня трансаминаз.
Результаты
Согласно полученным данным все включенные в исследование пациенты хорошо переносили терапию Тиодароном, случаев развития побочных эффектов не наблюдалось.
Результаты суточного мониторирования ЭКГ, объективизирующие антиаритмическую и антиишемическую эффективность Тиодарона, показали, что достаточный антиаритмический эффект (снижение общего количества экстрасистол на более чем 75 % от исходного уровня) был достигнут у 87 % пациентов (табл. 1). При этом у 100 % обследованных имел место переход в более низкий функциональный класс экстрасистолии (I–II по классификации Лауна) (рис. 1).
Полученный результат свидетельствует о высокой антиаритмической активности препарата, соответствующей уровню эффективности брендового препарата.
Кроме того, наряду с антиаритмическим достигнут существенный антиишемический эффект: после 3 месяцев терапии имело место уменьшение количества эпизодов и общей длительности суточной ишемии (табл. 2).
Также важным результатом длительной терапии Тиодароном явилось улучшение клинической симптоматики: уменьшение частоты и длительности приступов стенокардии, увеличение длительности переносимой физической нагрузки, улучшение аппетита пациентов и снижение выраженности диспептических проявлений. Безусловно, этот эффект в значительной мере обеспечивает наличие в препарате тиотриазолина, обладающего кардио- и гепатопротективным эффектом.
Учитывая, что длительная терапия монопрепаратом амиодарона, как правило, приводит к нарастанию диспептических проявлений, представленный результат является дополнительным подтверждением целесообразности созданной комбинации как более безопасной для длительного приема. В пользу безопасности препарата говорит также стабильный уровень трансаминаз, свидетельствующий об отсутствии гепатотоксического воздействия амиодарона в комбинации с тиотриазолином.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что Тиодарон:
— является эффективным антиаритмическим препаратом (достаточный антиаритмический эффект был достигнут у 87 % пациентов, переход в более низкий функциональный класс экстрасистолии (I–II по классификации Лауна) имел место у 100 % обследованных);
— приводит к достижению умеренного антиишемического эффекта;
— способствует уменьшению клинических проявлений заболевания (уменьшению частоты и длительности приступов стенокардии, увеличению длительности переносимой физической нагрузки, улучшению аппетита пациентов и снижению выраженности диспептических проявлений).
Учитывая хорошую переносимость, эффективность и безопасность, Тиодарон должен быть рекомендован для лечения нарушений сердечного ритма у больных ИБС пожилого возраста.
1. Боярская Л.Н., Мазур В.И., Солодова И.В. и соавт. Тиотриазолин в комплексном лечении функциональных заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей и подростков // Провизор. — 2003. — № 6. — С. 22-23.
2. Геруш О.В., Косуба Р.Б., Піняжко О.Р. Реальні ефекти тіотриазоліну // Методичні рекомендації. — К., 2003. — 21 с.
3. Коркушко О.В., Лишневская В.Ю., Шатило В.Б., Применение кордарона в кардиологческой практике // Порушення ритму серця — вікові аспекти (за матеріалами першої української конференції з міжнародною участю, 19–20 жовтня 2000 р.). — 2000. — С. 102-125.
4. Мазур И.А., Волошин Н.А., Чекман И.С., Зименковский Б.С., Стец В.Р. Тиотриазолин: фармакологические аспекты и клиническое применение. — Запорожье. — 2005. – 160 с.
5. Amiodarone Trials Meta-Analysis Investigators // Lancet. — 1997. — Vol. 350. — P. 1417-1424.
6. Arrhytmia Update. Highlight from XIth WSCPE: Abstr. — Berlin (Germany), 1999 (June). — P. 5.
7. Atrial Fibrillation Compendium. — London: Sanofi, 1998. — 387 p.
8. CAMIAT // Lancet. — 1997. — Vol. 349. — P. 675-682.
9. Cardiac arrhythmias: present and future directions: Abstr. — Medicont (UK) LTD, 1997. — 28 p.
10. Effect of prophylactic amiodarone on morality after myocardial infarction an in congessive heart failure: meta-analysisof individual data from 6500 patientsin randomised trials. — ATMA // Lancet. — 1997. — Vol. 350. — № 9089. — P. 1417-1424.