Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» №15-16 (775-777), 2021

Вернуться к номеру

Медицина Древнего Израиля

Авторы: Опарин А.А.
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой терапии, ревматологии и клинической фармакологии Харьковской медицинской академии последипломного образования, президент Украинской академии истории медицины, г. Харьков, Украина

Разделы: История медицины

Версия для печати

Вопросы профилактической медицины в последние годы приобрели особую актуальность. Утверждение, что болезнь проще предупредить, чем лечить, стало аксиомой, и потому неслучайно целью различных как национальных, так и зарубежных программ по здравоохранению является в первую очередь организация профилактики тех или иных заболеваний. Одним из базовых понятий профилактической медицины является понятие здоровья. Последнее, согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), звучит следующим образом: «Здоровье — это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия». Так всемирные эксперты в области здравоохранения на мировом уровне признали, что без духовного компонента здоровья человек здоровым быть не может в принципе.
Современная медицина также показала, что невозможно лечить болезнь отдельно от больного, не учитывая тип его личности, особенности характера, социального окружения; что необходимо лечить не болезнь, а больного, в котором в неразрывной связи находятся физический, психический и духовный компоненты. Однако впервые об этом, как и о самой профилактической медицине, было написано много столетий назад в Библии. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фессалоникийцам 5: 23) — так Библия задолго до научных открытий говорила о связи духовного, душевного и физического здоровья.
В отличие от медицины стран Древнего мира и Средневековья, в основном проповедующей суеверия, магию, оккультизм и имевшей лишь примесь элементов народной медицины, библейская медицина всегда базировалась на конкретных физических и моральных законах. И потому изучение законов здоровья, содержащихся в Библии, не только представляет интерес с точки зрения истории медицины, но и имеет важное научно-практическое значение как для медицины в целом, так и для отдельно взятого человека в частности.

Библия и эпидемиология

В Библии впервые были сформулированы очень четкие эпидемиологические законы и предписания. Среди них мы можем выделить следующие.
Санитарная грамотность населения. Согласно библейским законам, которые имели в Древнем Израиле силу государственных, священники, как наиболее грамотная часть общества, должны были обладать медицинскими знаниями и учить народ тому, что при малейшем подозрении на ту или иную болезнь необходимо сразу обратиться к ним. «Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику или к одному из сынов его, священников» (Левит 13: 2).
Среди населения при этом проводилась просветительская работа, в ходе которой людям была предоставлена информация о первых симптомах болезни, чтобы они могли вовремя предпринять необходимые меры. Это то, что мы сегодня обозначаем как санитарную грамотность населения. Но сегодня ее легче доносить через телевидение, радио, рекламу, Интернет, в те же времена это можно было делать только в виде своеобразных лекций. Но тот факт, что народ, численность которого превышала 1 миллион, хорошо знал эти законы, свидетельствует, говоря современным языком, о хорошо поставленной системе профилактической медицины и просветительской деятельности.
Система карантина. Согласно библейским медицинским законам, человек, у которого было подозрение на заразное заболевание, в частности проказу, изолировался на определенный срок от окружающих, для которых он мог представлять потенциальную опасность. «А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней» (Левит 13: 4).
К подобным методам профилактики распространения инфекционных болезней официальная медицина окончательно пришла только к концу XIX века.
Также библейские санитарные законы предписывали изоляцию человека, который мог заразиться инфекционными болезнями, в частности, при соприкосновении с телами мертвых животных. «И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера; и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера» (Левит 11: 39, 40).
Впервые в мире библейские санитарные законы установили понятие динамического наблюдения за больным. Так, если ставился диагноз проказы, в течение всего времени карантина больной находился под наблюдением. И после определенного количества дней проходил осмотр у священника, выполнявшего и функции врача, как мы указывали выше, который определял дальнейшую тактику ведения пациента.
Предупреждение о своем заболевании. Прокаженный при появлении рядом с ним здоровых людей должен был давать знать о своей болезни. «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!» (Левит 13: 45).
Это способствовало нераспространению инфекции и одновременно защищало самого прокаженного от различных воздушно-капельных инфекций, которые при его и без того сниженном иммунитете могли стать для него смертельными.
Библейская система карантина представляла собой изоляцию, но не отчуждение. Больной с диагнозом проказы должен был жить вне стана. «Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Левит 13: 46).
Но при этом заметим, что он не умерщвлялся, как это было у других народов, не изгонялся в пустыню или в горы, будучи обреченным на смерть. Нет, он жил вне стана, но неподалеку от него. То есть он был защищен, о его месте нахождения знали близкие, которые могли оставлять для него пищу и все необходимое. И наконец, после излечения он вновь становился полноценным членом общества (Левит 13: 46). При этом после возвращения другие люди не должны были избегать его, как сегодня это отмечается по отношению к больным СПИДом (хотя в быту, на работе, в транспорте они не заразны) и рядом других заболеваний.
Уничтожение предметов, имевших соприкосновение с потенциальным очагом инфекции, через которые инфекционные заболевания могли передаваться. «И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты; если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый сосуд разбейте. Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет для вас, и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет. Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас» (Левит 11: 33–35).
Обработка одежды после контакта с потенциально зараженными объектами. «И тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера» (Левит 11: 40).
«Объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот закон о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет имеющий истечение семени, нечиста; и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и кто прикоснется к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера» (Левит 15: 2–8).
Неупотребление в пищу нечистых животных, являющихся резервуарами (или хозяевами, как говорят инфекционисты) для инфекций, например свинины — источника трихинеллеза, устриц — вирусов полиомиелита и т.д.
Запрещение употреблять в пищу умерших животных, так как сама смерть животного могла быть обусловлена инфекционным заболеванием или в его мертвой туше могли находиться болезнетворные микробы. «И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера» (Левит 11: 39)
Правила личной гигиены. Впервые в мире Библия строго определила правила личной гигиены человека, требовавшие убирать свои испражнения, как в целях личной чистоты, так и как возможный источник инфекции. «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой ею испражнение твое» (Второзаконие 23: 12–13).
Диагностические критерии инфекционных заболеваний. Были даны четкие диагностические критерии, по которым можно было ставить диагноз (Левит 13: 3–7, 12–13 и т.д.). Причем очень точно подмечены основные признаки различных форм проказы и других заболеваний.
Примечательно, что ни в одном законодательстве Древнего мира и даже Средневековья, вплоть до Великой Реформации, мы не читаем ничего подобного.

Библия и дерматовенерология

Запрещая прелюбодеяния, различные половые извращения, Библия предостерегала людей и от распространения венерических заболеваний. «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них. Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них. Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами. Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них» (Левит 18: 22, 20: 11–16).
Библейское законодательство, единственное в Древнем мире, боролось с проституцией как духовным недугом общества. Также именно в Библии впервые устанавливается взаимосвязь между проституцией и венерическими заболеваниями. Библия предписывает целый ряд профилактических мер, которые должен соблюдать человек, больной таким недугом (Левит 15: 1–12, 31–33).

Библия и валеология

В последние годы в мире широко развивается валеология — наука о здоровом образе жизни. Но примечательно, что все основные положения этой науки впервые были приведены в Библии.

Режим труда и отдыха

Понятие режима труда и отдыха является одним из ведущих в валеологии. И впервые этот важнейший для поддержания здоровья принцип сформулирован именно в Библии. Исходя из определения здоровья, данного ВОЗ, наш организм нуждается в регулярной физической поддержке — пище, воде, воздухе, отдыхе. Если лишить его этого, то он ослабевает, результатом чего станет формирование той или иной патологии. Но точно так же нуждается в подкреплении и духовный компонент нашего здоровья. Его может укрепить чтение Библии и молитва.
Именно с целью укрепления как духовного, так и физического здоровья человека была дана заповедь о субботе, являющаяся одной из центральных в библейском законодательстве. «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, суббота — Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20: 9–11).
Таким образом, впервые в мире людям на государственном уровне был дан выходной день. «Суббота является изумительным социальным институтом. Уже в древнейшие времена суббота давала возможность отдохнуть всем тяжело трудившимся, включая и рабов. Предписания об освящении субботы не сводятся, однако, лишь к физическому отдыху, но предполагают отвлечение от материального ради духовного» (Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий завет. М.: Теревинф, 2001. С. 46).
Суббота действительно прекрасно восстанавливает физические силы человека. Сегодня установлено, что оптимальным днем для отдыха человеческого организма является именно суббота. «Одним из недавних открытий современной хронобиологии стало обнаружение в человеческом организме 7-дневного биоритма. Он проявляется в вариациях кровяного давления и сердечного ритма, восприимчивости к инфекциям и даже приживляемости пересаженных органов» (Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры. М.: София, 1998. С. 111). Сегодня показан четкий ритм в зависимости от времени суток, недельного цикла, времен года продукции гормонов и других биологически активных веществ.
Суббота была также определена как особое время для взаимоотношений с Богом, размышлений о духовных ценностях, общения с семьей. Сегодня, как никогда раньше, хорошо видно, во что превращаются люди без духовных ценностей: небывалый рост преступности, наркомании, развращенности, порочности, алкоголизма, наконец, полной деградации личности.

Библия и диетология

Библия дает четкое понятие о законах диетологии, следование которым помогает сохранять не только физическое, но и духовное здоровье. «Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их и к трупам их не прикасайтесь.
Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас. Всякую птицу чистую ешьте; но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла, и коршуна, и сокола, и кречета с породою их, и всякого ворона с породою его, и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его, и филина, и ибиса, и лебедя, и пеликана, и сипа, и рыболова, и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря. Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас, не ешьте их. Всякую птицу чистую ешьте» (Второзаконие 14: 3–20).
Примечательно, что сегодня наука показала, насколько действительно опасным для здоровья человека является мясо тех животных, которых Библия именует нечистыми. Мы остановимся вкратце на обзоре тех из них, которые встречаются в нашей полосе.
Свинина. Мясо данного животного крайне неполезно по следующим основным причинам: 1) оно содержит тугоплавкие жиры, весьма плохо поддающиеся перевариванию; 2) имеет несбалансированный для человека в количественном и качественном отношении состав аминокислот; 3) содержит большое количество возбудителей паразитарных заболеваний (каждая 5-я или 6-я продукция из свинины — окорока, колбасы и т.д. — содержит трихинеллы, которые не уничтожаются при приготовлении и опасны развитием трихинеллеза у людей, при котором наблюдается поражение мышц, печени и головного мозга человека); 4) имеет огромное число токсинов, которые в процессе пищеварения в организме свиньи не уничтожаются. И именно эти яды способны вызвать отравления у человека, поражение печени, поджелудочной железы и пр. Сегодня употребление в пищу свиного мяса является одним из факторов развития жирового гепатоза, атеросклероза, гипертонической болезни, рака желудка, заболеваний легких, а также причиной раннего старения организма.
Кролик (заяц). Мясо кролика длительное время считалось диетическим. Действительно, в нем содержится небольшое количество жиров. Однако вследствие того, что нервная система данного животного весьма лабильна, у него практически постоянно выбрасывается в кровь большое количество адреналина, норадреналина и других шоковых ядов, продукты распада которых откладываются в мясе. При употреблении последнего человек получает и эти продукты распада, которые вызывают, в частности, сбой в работе желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
Морепродукты. Ставшие сегодня столь популярными, морепродукты представляют для здоровья человека немалую опасность. Дело в том, что раки и крабы питаются падалью, и в их мясе содержится значительное количество так называемого трупного яда, который вызывает поражение желудочно-кишечного тракта и печени. Мидии, рапаны и прочее являются санитарами моря, появляясь в особенно большом количестве после шторма для очищения морских бассейнов, вбирают в себя различные токсины, подобно губке. Эти многочисленные токсины при употреблении мидий попадают в организм человека, приводя, в частности, к росту общего аллергического фона и заболеваний ЖКТ. Кроме того, практически во всех морепродуктах содержание ртути в сотни (!) раз превышает ее содержание в морской воде. Следует подчеркнуть, что единственно безопасными в этом отношении являются только те обитатели морей, озер и рек, которые имеют чешую и плавники (лососевые рыбы, карпы, хек, минтай, судак, пеленгас и пр.).
Библейские законы о чистой и нечистой пище, запрещавшие употребление, в частности, свинины, крольчатины, зайчатины, сомов, угрей, морепродуктов (Левит 11), являются и по сей день одной из основ профилактики опухолей кишечника, желудка, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Библия и наркология

Библия единственная из книг древности четко показала свое негативное отношение к употреблению алкоголя, в то время как во всех современных ей религиях, не говоря уже об отношении общества, употребление спиртного и даже пьянство считалось неотъемлемой практикой совершения даже многих религиозных ритуалов. «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь как спящий среди моря и как спящий наверху мачты» (Притчи 23: 31–34).

Библия и психосоматика

На страницах Библии впервые  была показана прямая взаимосвязь между духовным, душевным и физическим здоровьем человека (1 Фессалоникийцам 5: 23). Впервые на ее страницах была раскрыта, выражаясь современным языком, роль центральной нервной системы, стресса в происхождении соматических заболеваний. Так, Библия впервые сформулировала принципы психосоматики, то есть неразрывности физического и духовного компонентов здоровья человека. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притчи 17: 22). И действительно, сегодня показано, как депрессия вызывает сбой в работе вегетативной нервной системы, продукции гормонов, обмене микроэлементов, приводящий, в том числе, к остеопорозу, который Библия очень тонко и точно именует «высушиванием костей».
Таким образом, законы профилактической медицины, законы валеологии, изложенные в Библии, не только не потеряли своей актуальности в наше время, но и приобрели еще большее значение в связи с ростом венерических и наследственных заболеваний, болезней, напрямую связанных с питанием, алкоголизма, хрониостресса, урбанизации и т.д.

Библия и наследственные заболевания

Запрещая половые сношения между родственниками, что, кстати, тоже приветствовалось практически всеми древними религиями и медицинскими школами мира, Библия сохраняла людей от вырождения, от наследственных заболеваний.
«Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он» (Левит 20: 17).
«Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу, не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее. И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее. И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею. Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно» (Левит 18: 6–23).
Что же Бог провозглашает в этих текстах?
- Первое. Запрещение половых связей между родственниками.
- Второе. Незыблемость и святость института семьи.
- Третье. Запрет на брак между родственниками, вплоть до третьего колена.
- Четвертое. Запрещение связи с женой во время месячных (Левит 18: 19).
- Пятое. Почтение младших к старшим, детей — к родителям.
- Шестое. Запрещение и объявление мерзостью гомосексуализма.
- Седьмое. Запрещение прелюбодеяния (Левит 18: 20).
- Восьмое. Запрещение приносить детей в жертву Молоху (Левит 18: 21).
- Девятое. Запрещение заниматься скотоложством.
Как видим, эти законы способствовали моральному воспитанию народа, укреплению института семьи и социальных отношений, охране физического здоровья. Однако необходимо отметить, что эти самые слова и законы звучали просто дико и революционно для всего Древнего мира.
Ибо языческие религии:
- не только не порицали, но, наоборот, предписывали участие людей в массовых оргиях, которые, по их философии, способствовали лучшему плодородию земли;
- призывали брать пример со своих богов, которые, как мы видели выше, согласно мифам, вели аморальный образ жизни;
- предписывали половые связи между близкими родственниками, так как это якобы способствует особому сохранению рода и плодородию. К примеру, египетские фараоны могли жениться первым браком только на своих сестрах, как и древние персы женились на сестрах. Соития же между дедом и внучкой, отцом и дочерью были нормой для древнего общества;
- нисколько не порицали половую связь с животными, с которыми, как мы видели выше, вступали в контакт их боги. Более того, к примеру, в римской армии для удовлетворения животных страстей воинов в военном обозе всегда было стадо овец;
- поощряли гомосексуализм и лесбиянство, которые были нормой древнего общества, и никто из высокопоставленных лиц не стеснялся иметь любовника своего пола. Так, к примеру, мы с трудом сможем найти в истории пример римского императора, который бы не был гомосексуалистом или транссексуалом. И потому эти предписания книги Левит еще раз подчеркивают, с одной стороны, уникальность Библии, ее законов, а с другой — ее действительно божественное происхождение, ибо только Бог в те далекие времена мог раскрыть прямую связь между здоровьем духовным и физическим. Вспомним: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь» (Левит 18: 5). Заметим, чтобы человек жил. Не сказано даже, чтобы был высокоморальным, духовным, нет, сказано именно — жил. Жил вообще. Ибо, не соблюдая эти законы, человеку воистину грозит смерть, вначале духовная, а потом и физическая.
Сегодня наукой доказано:
- что браки между родственниками чреваты появлением наследственной патологии, большая часть которой либо несовместима с жизнью вообще, либо чревата серьезными наследственными заболеваниями, либо ведет к слабоумию или вырождению;
- что малые народы, которые, согласно своим обычаям, должны заключать браки только с представителями своего народа, либо вымерли вообще (народы Полинезии), либо на грани вымирания (индейцы, северные народы), либо их представители страдают огромным числом наследственных заболеваний;
- на генетическом уровне получено полное подтверждение правильности библейского запрета на брак между родственниками вплоть до 3-го колена.
Весьма поучительно в этом вопросе не только изучение глобальных научных открытий, подтверждающих правоту Библии, но и исследование жизни библейских героев, которые поступали вопреки этим Божьим предписаниям:
- Рувим и Валла (Бытие 35: 22).
Рувим был первенцем патриарха Иакова, его наследником. Но в своем отступлении он дошел до того, что вступил в связь с одной из жен своего отца — Валлой, за что не только лишился первенства, но и потерял многие Божьи благословения, став человеком, колыхающимся, как вода (Быт. 49: 3–4).
- Амнон и Фамарь (2 Царств 13).
Сын Давида Амнон изнасиловал свою сестру по отцу Фамарь, следствием чего стала не только его собственная гибель, но и страшная гражданская война в Израиле.
- Иаков, Рахиль и Лия (Бытие 29–31).
В книге Левит 18: 18 четко сказано: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее». Именно это, как известно, и произошло в семье Иакова, в которой так никогда и не было мира, а царила постоянная вражда двух сестер, Рахили и Лии, что отразилось и на их детях.
- Ирод и Иродиада (Матфея 14: 3–4).
Иудейский царь Ирод взял себе в жены жену своего живого брата Филиппа, тогда как закон предусматривал возможность такого союза только в случае смерти одного из братьев и бездетности его жены (Втор. 25). Но Ирод попал в сети страстной и развратной Иродиады, охотно пойдя на эту преступную связь. Итогом этого стало убийство ими Иоанна Крестителя, обличавшего их в этом грехе, низвержение самого Ирода с царства и ссылка его вместе с Иродиадой в город Лугдун (совр. Леон), где они заканчивают жизнь в бедности и безвестности (Биографии. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. М.: БРЭ, 1995. Т. 5. С. 349).
- Лот и его дочери (Бытие 19: 30–38).
Выйдя из Содома и опасаясь остаться без детей, дочери Лота напоили вином своего отца и забеременели от него. Результатом этой преступной связи стало появление двух народов — моавитян и аммонитян, прославившихся в истории своей жестокостью, развращенностью и дикостью. Кстати, зловещий бог Молох был любимым богом аммонитян (3 Царств 11: 7), что уже очень много говорит об этом народе.
И одновременно с этим Библия являет величественные примеры любви Суламиты и Соломона, описанию которой посвящена целая библейская книга Песни Песней, Исаака и Ревекки и др. Эта любовь облагораживала, возвышала, дарила мир, радость, счастье. Какую любовь в жизни изберем мы? Примечательно, что описание половых нарушений завершается запрещением вступать в связь с животными, занимаясь скотоложством.
Последнее как бы венчает все вышеперечисленные сексуальные извращения, которые являются поистине гнусностью, просто скотством, т.е. низведением человека до уровня животного. «Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего. Итак, соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш» (Левит 18: 24–30).

Библия и социальная гигиена

Одной из основ, на которых держится современное здравоохранение любой страны, является социальная гигиена. Примечательно, что данное понятие, неизвестное, в принципе, в эпоху Древнего мира и Средневековья, весьма широко представлено в Библии.
«Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Левит 19: 13).
Как актуально звучат эти слова сегодня, в контексте современного экономического кризиса и резкого расслоения общества на очень богатых и очень бедных, когда среднего класса практически не осталось! Сознают ли богатые наниматели ту ответственность, которую они несут перед теми, кто работает на них, перед нанятыми работниками в отношении выплаты им заработной платы, соблюдения их прав?
Современная действительность свидетельствует о прямо противоположном: задержки заработной платы стали нормой современного мира. Бедные люди лишены фактически всех прав и возможностей постоять за себя и свои права. Как современны сегодня герои Ф.М. Достоевского из его романов и повестей «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Неточка Незванова», «Записки из Мертвого дома»! Страшное бесправие, полная зависимость, постоянные унижения — это то, что сегодня отличает жизнь большинства. В древнее же время книги Левит богатые в силу закона не имели права оставлять у себя плату наемнику до утра! Вдумаемся, задерживать не на неделю, месяц, год — а до утра! В старых атеистических книгах было модно писать, что Библия поддерживала только власть имущих. Но мы видим, что в действительности это было не так, и она защищала в первую очередь права тех, кто в этом более всего нуждался, — малоимущих и инвалидов.
«Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь» (Левит 19: 14).
В этом стихе Бог предупреждает, что слепой не увидит нашего преступления, но Бог хорошо видит его и не оставит без наказания. Бог предупреждает, что глухой не услышит нашего злословия, но Господь услышит его и не оставит без наказания. Слова «бойся Бога твоего» обращены к каждому человеку. Слепой и глухой — это тоже наши ближние. Иметь истинную любовь невозможно, не имея понимания, заботы и снисходительности к недугам, болезням и несовершенствам другого.
«Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Левит 19: 15).
Продолжая мысль предыдущего стиха (Левит 19: 14), Бог показывает здесь, что слепота и глухота могут быть не только физическими, но и духовными, когда в силу тех или иных обстоятельств мы не хотим кого-то видеть или слышать. Когда не хотим замечать какую-либо проблему или не хотим слышать правду. И этот стих вскрывает перед нами основную причину этого — лицеприятие! Здесь мы можем вспомнить слова Христа: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матфея 7: 2).
«Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» (Левит 19: 16).
Заметим, распространение сплетен, клеветы Библия приравнивает к посягательству на жизнь ближнего! И действительно, клевета, сплетни по своим последствиям часто мало отличаются от настоящего убийства. Клевета — это одна из главных проблем любого коллектива, начиная от работы и заканчивая церковью. В последней клевета обычно одевается в одежды справедливого негодования, желания соблюсти чистоту истины, принципиальность. Но это только внешняя одежда, под которой скрывается зависть. Переносчик не только порочит ближнего, но и находит особое удовольствие в его позоре, спеша всем рассказать о его бедах.
Сегодня миллионы людей только тем и заняты, что наблюдают и следят за любым промахом ближнего, который им доставляет неописуемую радость.
«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Левит 19: 17).
Здесь Библия нам дает очень хороший совет, говорящий о том, что при наличии какого-либо конфликта, проблемы или вопроса их необходимо сразу честно и открыто разрешить со своим ближним, прямо сказав ему, что нас смущает. Любая вражда начинается, как правило, с недоговоренности, которая затем постепенно начинает обрастать домыслами и обидами. Недоговоренность приводит к тому, что любое, даже самое невинное действие человека мы начинаем истолковывать с учетом своей неприязни к нему или с позиции того, что он заведомо отрицательно к нам настроен. Апостол Иаков в связи с этим советует каждому из нас: «Итак… всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иаков 1: 19—21). «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефесянам 4: 26). То есть решайте все проблемы в течение дня, не откладывайте их даже до завтра. Одновременно с этим данный стих книги Левит говорит: «Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Левит 19: 17).
Это говорит нам, что мы не должны быть равнодушными или жить по принципу «моя хата с краю». Бог через пророка Иезекииля говорит: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иезекииль 33: 7–9).
Заметим, здесь идет речь не о том, чтобы с кем-то обсудить прегрешение или ошибку того, кто рядом, а о том, чтобы сказать о ней ему самому. К сожалению, в жизни мы наблюдаем обыкновенно обратную картину, когда в лицо люди улыбаются друг другу, а за спиной судят один другого.
 
Продолжение в следующем номере


Вернуться к номеру