Газета "Новини медицини та фармації" №7 (657), 2018
Повернутися до номеру
Когда же Украина будет сохранять свое здоровье? (Или как Украине войти в группу стран 80+)
Автори: профессор Апанасенко Г.Л.
Розділи: Медицина. Лікарі. Суспільство.
Версія для друку
Многие вещи нам не понятны не потому,
что наши понятия слабы, но потому,
что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков
что наши понятия слабы, но потому,
что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков
Странный вопрос задает автор статьи. Мы только и делаем, что занимаемся своим здоровьем: десятки открытий, чудеса диагностических и лечебных технологий, разрешение трансплантации органов и мн. др. Скоро голову будем пересаживать. А реформа? Разве этого мало?
Берем на себя смелость утверждать, что этого мало, ибо Украина не решила самую главную проблему — проблему своего здоровья. Потому что все успехи медицины и направления реформы здравоохранения касаются борьбы с уже сформировавшимися заболеваниями. Но это не имеет никакого отношения к здоровью. До сих пор ученые не могут прийти к однозначному выводу: что же такое здоровье? Благополучие? Оптимальное состояние функций? Хорошее настроение и ежедневный оптимизм? Да мало ли какие характеристики здоровья приводят ученые — их более 150! Но толку от этого мало, мы до сих пор даже не научились измерять здоровье. А то, что невозможно измерить, не существует, утверждал великий Лейбниц. А вот что по этому поводу пишет известный западный превентолог Р. Долл: «Было много попыток построить шкалу позитивного здоровья, но до сих пор измерение здоровья остается такой же иллюзией, как измерение счастья, красоты и любви».
Как же можно сохранить неизвестное?!
«Но ведь мы добились больших успехов! — утверждают мои коллеги-врачи. — Средняя продолжительность жизни постоянно увеличивается!». И это правда: проведенный детальный анализ состояния здоровья в 188 странах мира (в том числе и беднейших) с 1990 по 2013 год убедительно показал, что средняя продолжительность жизни в мире выросла на 6,2 года, но заболеваемость при этом ощутимо увеличилась [1]. Чему же радоваться?
Существует весомый аргумент, который позволяет усомниться в радикальной роли здравоохранения в демографических достижениях. В Украине, где здравоохранение и социально-экономические условия жизни населения с 1991 г. постоянно ухудшаются, средняя продолжительность жизни возросла на 2,6 года. На самом деле мы, вероятно, являемся свидетелями тренда неизвестной природы, направленного на изменение биологической природы человечества.
Для чего же нам знания о феномене здоровья? Да для того, чтобы управлять им! До сих пор медицина управляет болезнью. Состояние больного в результате лечения улучшается, но — и это крайне важно — он, перенеся инфаркт, инсульт или злокачественную болезнь, никогда (!) не вернется в строй тех, для кого нет предела в своей социальной реализации и активности. Ну и самое главное: не укрепив здоровье населения, Украина никогда не вой–дет в группу стран 80+.
Как же подойти к решению проблемы?
Благополучие (ключевое слово в дефиниции здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)) — такая же абстрактно-логическая категория, как счастье и красота, и их невозможно охарактеризовать количественными критериями. Для решения проблемы необходимо отойти от критерия, предложенного ВОЗ, и предложить новый, реальный критерий здо–ровья. При этом для тех, кто глубоко исследовал проблему, очевидно, что множество аспектов здоровья диктует необходимость сужения этой категории до пределов, дающих возможность дать операциональную дефиницию здоровья. Операциональное определение — научно необходимое условие перевода общего абстрактного суждения в точно отграниченные реалии, которые могут быть воспроизводимо идентифицированы. Такое определение должно содержать правила, описывающие способ, каким может быть стандартно охарактеризовано состояние объекта, которым следует управлять. Точно отграниченные реалии — главное условие решения проблемы оценки здоровья по прямым показателям. Как их определить?
Здоровье — неотъемлемый компонент жизни. Жизнь иссякает вместе с исчезновением здоровья. А существует жизнь за счет солнечной энергии. Природа «придумала» довольно сложный, но совершенный механизм трансформации солнечной энергии через пищевой субстрат с целью поступления ее в живую клетку (рис. 1). Конечное звено этой трансформации — макроэрги митохондрий. Именно в них накапливается энергия для осуществления функций клеток. Но для того, чтобы поддерживать необходимый потенциал энергии, она должна регулярно расходоваться, и только тогда она будет пополняться. Речь идет о двигательной активности. При ее ограничении энергопотенциал угасает.
Таким образом, жизнеспособность организма определяется совершенством накопления энергопотенциала клетки и организма в целом.
Теперь давайте рассмотрим еще один рисунок (рис. 2). На нем изображены два треугольника, левый из которых знаменует собой механизмы здоровья (саногенез), а правый — механизмы болезни (патогенез). Механизмы здоровья основаны на главном свойстве живого — самоорганизации живой системы. К ним относятся реакции гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности, регенерации, репарации, терморегуляции, онтогенеза и др. Их реализация целиком и полностью зависит от энергопотенциала биосистемы. Механизмы болезни проявляются признаками нарушений в состоянии функций, которые в конечном итоге ведут к гипоксии (общей или локальной), кровопотере, интоксикации, дегенерации и дистрофии. Борьба с болезнью не прибавляет здоровья.
► Анализируя данный простой рисунок, можно прийти к следующим выводам:
1. В организме человека одновременно сосуществуют как механизмы здоровья, так и механизмы болезни.
2. Чем мощнее механизмы здоровья (энергопотенциал биосистемы), тем меньше возможность развития патологии.
3. Вся мощь медицины направлена на борьбу с процессами, представленными правым треугольником. Что касается левого треугольника (механизмов здоровья), то в здравоохранении нет ни теории, ни диагностических приемов оценки уровня здоровья, ни технологий, направленных на повышение уровня здоровья (см. эпиграф).
4. Отсюда становится очевидной необходимость смены ведущей концепции здравоохранения — от постоянного совершенствования медицинской помощи населению к концепции мониторинга, сохранения и укрепления здоровья населения.
Анализ результатов острых опытов на молодых здоровых людях по переносимости острой гипоксии, массивной кровопотери и хронической интоксикации показал, что существует общий признак устойчивости организма человека к неблагоприятным воздействиям — энергопотенциал биосистемы (что отвечает второму закону термодинамики). И чем больше образование энергии на единицу массы организма, тем эффективнее осуществляется биологическая функция выживания. Постоянное энергообразование — главное условие существования живого организма. Так, на 1 г человеческого тела еже–суточно распадаются и вновь синтезируются 3 г АТФ.
Таким образом, ведущий критерий существования биосистемы — энергообразование, обеспечивающее жизнеспособность, — вполне может быть положен в основу количественной оценки соматического здоровья по прямым показателям. На организменном уровне энергетический потенциал биосистемы может быть охарактеризован максимальными возможностями аэробного энергообразования — максимальным потреблением кислорода (мл/кг массы/мин), который отражает состояние функции митохондрий, а его увеличение сопровождается системными реакциями организма — расширением функционального резерва и экономизацией функций в покое и при дозированных воздействиях. Разработанная нами на этой основе система экспресс-оценки уровня жизнеспособности (аэробного потенциала) вполне может выступить в качестве количественного критерия уровня соматического здоровья [2]. Используются простейшие индексы функций, характеризующие функциональный резерв (силовой и дыхательный индексы) и экономизацию функций («двойное произведение» и время восстановления частоты пульса после 20 приседаний за 30 с). В диагностическую систему включен и весоростовой индекс. Показатели ранжированы, каждому рангу присвоен свой балл, а суммой баллов характеризуется уровень здоровья (жизнеспособности). Установлено, что сумма баллов имеет высокий коэффициент корреляции с максимальным потреблением кислорода (около 0,8). Выделяется 5 уровней здоровья. Проведенная широкая апробация данной диагностической системы оценки уровня здоровья показала ее преимущество по сравнению с методиками Баевского, Гундарова, Гаркави и соавт. и Купера [3, 4].
В 1988 г. [5] нами впервые в мире был описан феномен безопасного уровня здоровья (БУЗ), выше которого не определялись ни эндогенные факторы развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), ни сами заболевания. Ему была дана количественная характеристика: 12 МЕТ О2 для мужчин и 10 МЕТ О2 для женщин. Наличие феномена БУЗ и его количественные характеристики были подтверждены норвежскими исследователями лишь в 2011 году [6].
Малая трудоемкость и дешевизна использования разработанной системы экспресс-оценки уровня здо–ровья, доступность ее для квалификации среднего медперсонала позволили провести многотысячные исследования практически здоровых и больных лиц в возрасте от 6 до 80 лет, которые дали возможность выявить и описать новые феномены индивидуального здоровья:
››› имея возможность «измерить» индивидуальное здоровье, можно построить «шкалу здоровья»;
››› чем выше уровень здоровья, тем меньше вероятность развития эндогенных факторов риска и манифестированных форм ишемической болезни сердца;
››› при выходе индивида из «безопасной зоны» здоровья отмечается феномен «саморазвития» патологического процесса;
››› при повышении аэробных возможностей энергообразования происходит обратное развитие эндогенных факторов риска ишемической болезни сердца (ИБС);
››› имея количественные показатели, здоровьем можно управлять (формировать, сохранять, восстанавливать);
››› возвращение в «безопасную зону» здоровья практически здоровых людей — наиболее эффективный путь первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний (превентивная реабилитация).
Исследования также показали высокие корреляционные зависимости (r = 0,7–0,8) между уровнем здоровья (функцией митохондрий) и выраженностью, а также сочетанностью факторов риска ишемической болезни сердца. Таким образом, можно утверждать, что существует единый ведущий фактор риска развития ИБС (а вероятно, и других ХНИЗ) — недостаточность функций митохондрий, выходящая за пределы, определяемые законами эволюции. Все остальные эндогенные факторы риска — лишь следствие этого.
Анализ литературных и собственных данных позволил обосновать cуждение о том, что непосредственной причиной эпидемии ХНИЗ, охватившей мир во второй половине ХХ века и являющейся основной причиной смертности в современном мире, является митохондриальная недостаточность, обусловленная рядом социальных и социально-гигиенических факторов, в том числе образом жизни современного человека и загрязнением окружающей среды (рис. 3).
В результате многотысячных исследований украинской популяции установлено, что сейчас лишь около 1 % населения находится в «безопасной зоне» здоровья, что и является медико-биологической основой депопуляции и ускоренного старения (25 лет назад этот показатель составлял 8 %).
Становится очевидным, что никакие усовершенствования лечебно-диагностического процесса в здравоохранении не способны радикально повлиять на показатели заболеваемости и смертности, ибо низкий уровень здоровья таблетками не лечится. Лишь переход основной части популяции на более высокий уровень аэробного энергообеспечения функций (эффективности деятельности митохондрий) способен решить эту проблему.
Предлагаемая технология может использоваться в качестве дешевой и эффективной системы скрининга в первичном звене здравоохранения.
Таким образом, к настоящему времени сложилась теоретическая база и определены механизмы управления здоровьем популяции — переход основной ее части на более высокий уровень энергообеспечения функций организма за счет оптимизации двигательной активности в соответствии с резервом функций индивида. И это единственный путь в группу стран 80+. Организационные вопросы решения проблемы освещены нами в газете «Новости медицины и фармации», 2017, № 3.
Список литературы находится в редакции