Газета «Новости медицины и фармации» 19 (517) 2014
Вернуться к номеру
Нейрометамерная иннервация нервных структур
Авторы: Берсенев В.А. - директор Института проблем боли, г. Киев
Рубрики: Неврология
Версия для печати
Статья опубликована на с. 15 (Мир)
Известный интерес представляет вопрос о рецепторной иннервации образований нервной системы. Феномен nervi nervorum описан давно, но не привлекал к себе должного внимания клиницистов. Имеется множество работ, показывающих, что практически во всех анатомически определяемых нервных структурах имеются рецепторы. Особенно обильно иннервированы оболочки головного и спинного мозга, нервные стволы, соматические и вегетативные ганглии. В составе спинного мозга выделены интрамедуллярные нервы (Мотавкин П.А., Беликов А.А., 1969), сформированные отростками нейронов спинномозговых узлов и нейронов ганглиев пограничного симпатического ствола.
Исследованиями Г.А. Константиновского (1969) и Б.З. Перлина (1983) установлено, что в оболочках головного мозга афферентные соматические нейроны формируют сложные рецепторные поля и рефлексогенные зоны, которые образованы инкапсулированными (тельца Фатера — Пачини, колбы Краузе) несвободными и свободными нервными окончаниями. Рецепторы в эпипериневральных структурах периферических нервов и магистральных нервных стволах являются мощными рефлексогенными зонами, реагирующими на химические, механические, термические раздражения и оказывающими мощное влияние на кровообращение и дыхание.
Наиболее густые рецепторные поля оболочек нервных стволов в местах их возможных смещений, естественных сжатий и растяжений: огибания костных выступов, прохождения в костных каналах, в местах ветвлений и проникновения кровеносных сосудов.
Д.А. Сигалевич (1964), исследуя иннервацию эпипериневральных структур периферических нервов человека, впервые высказал мнение о существовании нейрометамерной иннервации нервных стволов. Автор отметил, что в афферентной иннервации невральных оболочек участвуют на один-два спинномозговых узла больше (краниально и каудально), чем в образовании самих этих нервов. А.С. Догель (1908) описал и изобразил разные виды рецепторов в строме спинномозговых узлов человека: рецепторы, окружающие капсулы нейронов, лежащие среди волокон проводящих путей ганглиев, в корешках и капсуле узла. Сопоставив чувствительные окончания, принадлежащие дендритам нейронов самого ганглия и дендритам, приходящим из других ганглиев, А.С. Догель заключил, что часть безмякотных волокон, образующих чувствительные окончания, проходит по r.сommunicantes. Их терминали образуют густые сплетения вокруг капсул ганглиозных клеток, иногда пронизывают капсулы и оканчиваются у тел нейронов (рис. 1).
Согласно данным П.А. Мотавкина (1959), рецепторы могут образовываться в условиях хронического раздражения за счет разрастания дендритов этого же узла.
О.Я. Режабек (1960) обнаружила в спинномозговых узлах нейроны, дендриты которых образуют рецепторы в капсуле ганглия, а также тонкие мякотные волокна, что могут оплетать нейроны и вступать в контакт с сателлитами. Автор предположила, что эти вегетативные волокна регулируют метаболизм чувствительных нейронов. А.С. Яковлев (1963) специально изучал афферентацию грудных и поясничных спинномозговых узлов (на секционном и экспериментальном материале) и отметил исключительное обилие рецепторных структур спинномозговых узлов человека. Он поддержал мнение А.С. Догеля (1908) о том, что в спинномозговых узлах часть чувствительных окончаний образована нейронами самого ганглия.
Электронно-микроскопическими исследованиями А.А. Милохина и С.С. Решетникова (1971) доказано существование контактов терминалей рецепторов с телами чувствительных нейронов спинномозговых узлов, что способствует саморегуляции чувствительных нейронов. Б.И. Лаврентьев (1983) предположил, что даже синаптическая передача в вегетативных ганглиях находится под контролем центральной нервной системы.
Имеющиеся сведения о метамерной иннервации нервных структур представлены на рис. 2.