Газета "Новини медицини та фармації" 4 (488) 2014
Повернутися до номеру
Пути оздоровления и долгожительство в сфере новейших достижений биолого-медицинской науки
Автори: Шушляпин О.И. - канд. мед. наук, врач-терапевт высшей категории; академик профильных академий ХНМУ, член Всемирной организации семейных врачей (WONCA), член Международной Петровской академии наук и искусств (Cанкт-Петербург, Россия), член Нью-Йоркской академии наук, член Европейской ассоциации поддержки науки и технологий (Страсбург, Франция), член Лондонской дипломатической академии, Харьковский национальный медицинский университет (Украина)
Розділи: Довідник фахівця
Версія для друку
Статья опубликована на с. 20-21 (Укр.)
Cуть и значение вышеуказанного направления исследований, касающихся прежде всего качественного долгожительства, заключаются в глубоком содержании некой сакраментальной идеи, которая сводится к следующему:
1. В 2009 году лауреаты Нобелевской премии Элизабет Блекберн, Джек Шостак и Кэрол Грейдер объяснили до некоторой степени эффект Хайфлика, согласно которому жизнь каждого из нас запрограммирована и суть этой программы — деление клеток 50 ± 10. Как только этот лимит заканчивается, человек умирает, но умирает не сразу. Все зависит от того, какой жизненно важный орган страдает — сердце (мозг), легкие (почки), печень (желудочно-кишечный тракт), иммунная система (кожные заболевания), эндокринная система (сахарный диабет) и т.д. [1, 2].
2. С момента рождения у каждого из нас внутри есть Locus minoris resistentia («место наименьшего сопротивления»). Если бы человек знал, каково это «место», то он бы «охранял» и не «сжигал» его; а сжигают оксидазный стресс, выброс избыточного числа одних гормонов и недостаток гормонов молодости, слабость (легкая повреждаемость) иммунной системы и прочее.
3. Всегда возникает «порочный треугольник»: А. Человек умирает от болезней. Б. Человек умирает от старения (возраста). В. Человек умирает от А + Б.
Почему женщины в принципе живут дольше? На этот вопрос ученые отвечают так: все зависит от генетики митохондрий. Если они у женщины «мощные» и переданы от здоровых предков, то для нее характерно качественное долголетие; мужчина же — это «недоделанная женщина», ибо у женщины две хромомосомы — Х и Х, а у мужчины — Y и Х. Следует заметить, что Х-хромосома — это целостность и совершенство, а у Y-хромосомы недостает одного «плеча», и поэтому лица мужского пола «недоделанные», но это не значит, что оные не могут быть долгожителями.
Смысл различия между полами в том, что в мире должно было бы рождаться одинаковое число мальчиков и девочек, которые в своем развитии и совершенствовании женщины и мужчины дополняли бы друг друга, но это в идеале, а в сущности и реальности — «счастливые браки бывают лишь на небесах»…
Заметим: в Индии почему-то рождается больше женщин! Более нравственные люди, климат?.. На этот вопрос ответа нет!.. В Украине 10 млн одиноких по разным причинам женщин.
На многие вопросы в этом мире нет ответа, ибо мы живем по Энциклопедии незнания; недаром возникают психономические установки: «Я знаю то, что, зная, я ничего не знаю», «Сколько не учись — дураком помрешь» и т.д. Сакраментальная идея («идеи правят миром» или «самой практичной является хорошая теория») состоит в том, что последними исследованиями показано: оксидазный стресс приводит наиболее часто к заболеваниям и укорочению биологической жизни [3].
Профессор Международной ассоциации гормонов, исполнительный директор международной организации антиейджинга, президент Индийского общества медицины и исследований в области антистарения, советник по вопросам Международного общества антиейджинг медицины Ануп Чатурведи (США), выступивший с докладом на 2-м Международном конгрессе 23 октября 2012 г. «Профилактика. Антиэйджинг. Украина», делает акцент на гормональном стрессе как активаторе теломеразы. Он выбрал гормоны как ключевые субстанции старения и молодости. В процессе жизни гормоны приобретают новый смысл развития, превращаясь из позитива в негатив, — это сакраментальный вывод, который нужно еще доказывать в каждом конкретном случае индивидуальных болезней [4].
Гормоны имеют двоякий эффект: в одном случае, активируя теломеразу, они оказывают положительное влияние на долгожительство, а в другом, если угнетают теломеразу, — отрицательное; последнее действие парадоксально, так оно ведет неизвестными путями к злокачественному росту, к прогрессированию аутоиммунных заболеваний и т.д.; но данный отрицательный эффект возможен в условиях цепных патогенетических реакций, которым не может противостоять саногенетический эффект, анализируемый в рамках валеологии как науки о здоровье в здоровом, а также при проведении первичной, вторичной и третичной профилактики при обнаруживаемых заболеваниях человека [5].
Если бы мы знали суть всех парадоксальных цепных патологических реакций, связанных со злокачественными образованиями, сахарным диабетом 1-го типа и другими неизлечимыми, в том числе генетическими, заболеваниями, которые мы могли бы вовремя диагностировать, то смогли бы побороть многие болезни, от которых люди умирают.
Функция системы «теломера — теломераза» состоит в том, что теломера с возрастом укорачивается, а теломераза каждый раз ее восстанавливает. Но это происходит не во всех случаях, ибо есть «большие биологические часы», и их процесс-факторы в форме оксидазного стресса в дополнение к «малым биологическим часам» и системы «теломера — теломераза» играют ключевую роль, отношения между которыми во многом остаются неизвестными.
Система «малых биологических часов» — это лишь один из процесс-факторов в происхождении болезней и омоложения, но как «большие биологические часы» и ее процесс-факторы связаны с «малыми биологическими часами» — во многом предстоит выяснить ученым.
Согласно теории Владимира Михайловича Дильмана (Россия), процесс старения — это неизбежная реальность, его можно затормозить, но повернуть вспять невозможно, ибо это противоречило бы природе жизни человека и всего живого; старое должно отмирать, чтобы дать пространство — время для молодого и нового. Более того, этот отечественный ученый (как и Ануп Чатурведи (США) — оба специалисты в области изучения гормонов) показал, что в процессе развития те процессы-факторы, которые способствовали развитию нарождающего живого, после критической точки (например, климакса у женщин и возрастной импотенции у мужчин) приобретают характер своей противоположности — становятся выражением специфического процесса патогенетического характера и факторами развития болезней, с одной стороны, и приводят к прогрессированию старения и изнашивания органов и систем человеческого организма — с другой (парадокс). Но в какой степени активировать теломеразу или какова мера этого действия, А. Чатурведи в своем докладе не говорил; не говорил он и том, стимулирует ли теломераза злокачественный рост, аутоиммунные процессы и прочее [6].
С вышеуказанных позиций такой науки, как ювениология, последняя не существует, ибо нельзя омолаживать то, что должно умереть или прекратить свое существование как по структуре, так и по полноценной качественной функции. Из этого следует, например, что ни стволовые клетки, ни японские биологически активные таблетки с витаминами и микроэлементами, ни живая вода с корраловых источников и т.п. не возвратят нам молодость. Более того, стволовые клетки могут вызвать появление злокачественной опухоли, стимулирующие таблетки от импотенции — внезапную смерть у человека, страдающего сердечными заболеваниями, живая вода может быть стимулятором развития заболеваний, которые тлеют в организме человека, страдающего, например, желчнокаменной болезнью, биологически активные добавки могут вызвать аллергические и скрытые аутоиммунные проявления, что все в целом и по отдельности спровоцирует галопирующий характер болезни, и если врачам не удастся спасти человека средствами доказательной медицины или хирургическим вмешательством, то смерть произойдет неизбежно.
В нашей cакраментальной идее и исследованиях нашел выражение некий новый смысл нашей научной деятельности последних лет. Этот смысл имеет инновационный характер, ибо несмотря на то, что мы все можем болеть, как говорят: «От сумы, тюрьмы и болезней никогда не зарекайся», человечеству требуется качественное долгожительство, но не то, которое становится обузой для больного и его семьи. Эвтаназия негуманна, а кончать самоубийством жизнь человеку со злокачественной опухолью с метастазами — это противоречит религиозным взглядам и нашей православной вере, в соответствии с которой жизнь человеку дана Всевышним. И здесь мы сталкиваемся с противоречиями (парадоксом), которые мы не можем субъективно разрешить для себя и для наших близких и родных…
В статье «Система «теломера — теломераза»: старение и пути к долгожительству» нами делается попытка на клинико-биохимическом и генетическом уровне с позиций сакраментальных идей подойти к пониманию процессов старости и болезней, изучаемых геронтологией и наукой, стремящейся найти пути, средства и методы омоложения, называемой ювениологией.
Конечно, мы не Кащеи Бессмертные, и нельзя в нашей экосреде, в системе пагубных человеческих привычек приобрести вторую молодость. Это большая иллюзия, но удалось же в Швеции и Норвегии добиться средней продолжительности жизни 80 лет. Число долгожителей в этих странах сравнялось с таким у японцев. А средняя продолжительность жизни в Украине у мужчин — 62 года и 76 лет — у женщин, в Европе же этот показатель с 1976 года вырос на 26 лет.
После полной расшифровки генома человека стало понятным, что многое из этого революционного открытия не решило проблем возникновения большинства болезней, когда важно знать не только генные структуры, но и фенотипические функции и процессы эпигенетики. Так, известно, что за развитие ювенильного диабета (или сахарного диабета 1-го типа) отвечают 13 генов, и только лишь для 3 из них стали известны фенотипические факторы; ими оказались иммунные нарушения, выявленные в семьях больных сахарным диабетом 1-го типа. Если мы будем знать, какие фенотипические, а особенно эпигенетические процесс-факторы стоят за остальными 10 генами ювенильного сахарного диабета с позиций их характеристик, то тогда мы сможем вылечить ювенильный диабет во всех случаях его развития. Если прибегнуть к сравнению, то фенотипические факторы — это факторы места, а эпигенетические процессы — это проявления действия процессов времени, ибо «время — это ткань (виртуальность), из которой сделана наша жизнь».
Установлено, что чем короче теломеры, тем старее клетки, и наоборот, если активность достраивающих теломеры ДНК высока и постоянно поддерживается одинаковая длина теломера — клетка не стареет. Определенные наследственные заболевания, характеризующиеся наличием дефектных теломераз, приводят к быстрому старению клетки; в то время как при раковых заболеваниях высокая активность теломеразы способствует появлению раковых клеток. Вместе с тем большинство клеток не делятся настолько уж часто, и поэтому их хромосомы не подвергаются риску укорочения в процессе митоза и этот процесс деления не требует высокой активности теломеразы. Теломераза состоит не только из протеина, но и из РНК, и последняя служит шаблоном для построения теломеры, в то время как белковый компонент фермента необходим для ферментной деятельности. В клетках, если РНК теломеразы подвергнута мутации, теломера постепенно укорачивается, что приводит к преждевременному старению организма.
Длина теломера может рассматриваться не только в медицинских целях процессов старения или возникновения болезней, но и определяется с позиций качества личной и социальной жизни, например, интеллектуальной активности, душевной умиротворенности, духовности, и укорачивается в фазе наивысшей точки эмоционального стресса и гнева. Это «внутренняя экологическая среда: духовно-нравственная среда».
Мы опять столкнемся с тем, что человек в силу своего таланта и гения не способен вернуть молодость, и правы те, кто говорит: «Долголетие — это месть таланта гению» и «чтобы быть долгожителем, необходимо только одно: тщательно выбирать своих предков», добавляя — тех предков, у которых факторы места и процессы времени функционируют идеально и гармонично, а также довольствуясь психономическими установками: «долголетие — это одна из сомнительных наград за добродетель» и «жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем», так как «то, что мы говорим, в то мы играем: «красивых слов не жалко», то, что мы делаем и о чем думаем, тем мы живем» и, наконец, «не вводи нас в искушение и избавь нас от лукавого» [7].
Уверен, что умиротворенность и стремление к реализации принципа «довольствуйся малым» в противовес к тому, что «человек никогда не довольствуется своей участью в жизни», когда не стоит горевать о твоей несложившейся карьере и о прочем, что способствует в значительной степени состоявшемуся долгожительству, а также важно осознать свою суетность («суета сует и все суета») и успокоиться, не завидуя богатому и не ревнуя старому мужу свою молодую жену (неравный брак) [8].
1. Юдин В. Долго ли, коротко ли… или Нобелевская премия за будущее бессмертие // Украинский медицинский вестник. — 2010. — 1(75). — С. 19–22.
2. Бессонов С. Чем отмерен срок? // Химия и жизнь. — 1991. — С. 2–4.
3. Дильман В.М. Большие биологические часы. — М.: Знание,1982. — 208 с.
4. Официальный каталог 2-го Международного конгресса «Профилактика. Антиэйджинг. Украина» // Лекарства Украины плюс. — 2012. — № 3–4(11–12). — С. 3–6.
5. Гончаренко М.С., Шушляпин О.И. и др. Резервы здоровья человека с позиций биологического и психологического возраста в валеологической (санологической) практике // Вестник Харьковского университета им. В.Н. Каразина. — 2011. — № 951. — 11–21.
6. Дильман В.М. Четыре модели медицины. — Л.: Медицина, 1987. — 288 с.
7. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. Человек и общество. — М.: АСТ и Сталкер, 2003. — 464 с.
8. Шушляпин О.И. Духовно–психолого–социальный аспект здоровья и долголетия // Сознание и физическая реальность. — 2012. — Т. 17, № 7. — С. 13–21.