




Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
UkraineNeuroGlobal
UkraineCardioGlobal
Сучасні тренди діагностики і лікування в стоматології
Актуальні інфекційні захворювання
Травма та її наслідки
UkraineOncoGlobal
Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий
UkrainePediatricGlobal
Національна школа терапевтів України
день перший
день другий
день третій
Жінка та війна: формули виживання
Коморбідний ендокринологічний пацієнт
Журнал "Медико-соціальні проблеми родини" 3-4 (том 17) 2012
Повернутися до номеру
Клинико-этиологическая характеристика кишечных расстройств у детей раннего возраста
Автори: Кучеренко Н.П. - Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Рубрики: Акушерство та гінекологія
Розділи: Клінічні дослідження
Версія для друку
У 603 детей в возрасте от 0 до 1 года изучены особенности течения кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными возбудителями. Выявлено, что чаще болеют дети, у которых есть неблагоприятный преморбидный фон. Для кишечных расстройств у детей раннего возраста характерна одинаковая клиника и в большинстве случаев (71,6 %) выделение условно-патогенных возбудителей с преобладанием протея (26,2 %). В результате необоснованного применения антибиотиков, особенно при ОРВИ, у большинства детей отмечается дисбактериоз.
Дети раннего возраста, условно-патогенные возбудители.
Острые кишечные инфекции (ОКИ) являются актуальной проблемой педиатрии из-за их широкой распространенности и роли в формировании гастроинтестинальной патологии у детей [1]. Несмотря на значительные достижения в изучении клиники и патогенеза ОКИ, вызванных патогенными возбудителями (дизентерия, сальмонеллез, иерсиниоз, эшерихиоз), 50–80 % случаев диареи до настоящего времени остаются этиологически не расшифрованными, что приводит к ошибкам в диагностике и лечении [2]. В последние годы возрос удельный вес кишечных расстройств, вызываемых условно-патогенной флорой [3]. Наиболее сложной и актуальной для педиатров является проблема смешанных инфекций. Из-за отсутствия критериев постановки диагноза «смешанная кишечная инфекция» к этой конкретной патологии относят любые заболевания, при которых обнаруживают несколько возбудителей, независимо от момента заражения [4].
Цель исследования: установление этиологической роли возбудителей в структуре ОКИ у детей раннего возраста.
Материал и методы
Под наблюдением находилось 603 ребенка с кишечными расстройствами. У 39,5 % из них обнаружены S.typhimurium, у 14,1 % — шигеллы, у 46,4 % — клебсиеллы, протей, Еnterobacter, Еscherichia coli. S.typhimurium относятся к безусловно-патогенным возбудителям и выделены у детей, у которых при поступлении был поставлен диагноз энтероколита, реже — пневмонии, ОРВИ и энтероколита, в единичных случаях — дизентерии.
Шигеллы Флекснера обычно выделялись у детей с диагнозом энтероколита и лишь в 1,4 % случаев при диагнозе «дизентерия». Все это подчеркивает актуальность бактериологических исследований при однообразных симптомах кишечных расстройств различной этиологии.
Из условно-патогенных возбудителей в фекалиях маленьких детей часто обнаруживаются протей (35,3 %), особенно мирабилис (60,9 %), клебсиеллы (34,7 %), Еscherichia coli (16,1 %), Еnterobacter (13,9 %). У 49 детей возбудители были выделены на 1-й неделе заболевания, на 2-й неделе болезни частота их выделения значительно уменьшалась (у 17) и по исчезновении клинических симптомов ко времени выписки из стационара возбудители не определялись.
Клиническая картина кишечных расстройств, вызванных клебсиеллами и Еnterobacter, в основном сходна. Заболевание начиналось остро с явлений гастроэнтерита и энтероколита. У детей первых 3 месяцев жизни заболевания протекали в основном в тяжелой (53,7 % случаев) и среднетяжелой (46,3 %) форме. Среднетяжелые формы заболеваний характеризовались температурой в пределах 37,6–38 °С. Длительность температурной реакции в среднем 2–3 дня. Срыгивания и рвота наблюдались в 16,7 % случаев от 2 до 6 раз в сутки и прекращались в среднем на 2-й день пребывания в стационаре. Стул желто-зеленого цвета, жидкий, изредка зеленого цвета со слизью (16,8 %), частотой от 3 до 5 раз в сутки.
У больных с тяжелыми формами заболевание характеризовалось быстрым нарастанием токсикоза с эксикозом I–II степени, что составило 39,8 % случаев. Эксикоз протекал по изотоническому или вододефицитному типу. Дети становились вялыми, заторможенными. Рвота и срыгивание отмечались у 64,7 %. Стул в среднем до 8 раз в сутки с большим количеством воды, мутной слизи, зелени, иногда с примесью крови и непереваренными комочками пищи. На фоне тяжелого течения энтероколита дети теряли в массе на разных этапах заболевания. Уменьшение массы тела прекращалось в среднем на 14-й день пребывания в стационаре. У 30,8 % детей не отмечалась потеря массы тела.
При выделении протея и Еnterobacter из фекалий больные поступали в стационар с диагнозом острой респираторно-вирусной инфекции (42,3 % детей). Из анамнестических данных было выяснено, что дети в амбулаторных условиях лечились по поводу острых вирусных инфекций, как правило, в течение 3–4 дней. При лечении в домашних условиях родители применяли без указания и по указанию врачей пенициллин, эритромицин, ампициллин, левомицетин и другие антибиотики. Причем антибиотики применялись короткими курсами (1–2 дня) с заменой на другие. Появление жидкого, неустойчивого характера стула, беспокойства ребенка было причиной госпитализации детей в кишечное отделение. При исследовании фекалий этих детей на дисбактериоз в 56,8 % случаев был констатирован постантибиотиковый дисбактериоз кишеч-ника.
У большинства детей данной группы заболевание начиналось остро. Повышение температуры тела отмечалось у детей второго полугодия жизни и в первый день имело место у 86 пациентов. После погрешности в еде появились тошнота и повторная рвота (у 63), энтероколитический стул (у 76), боли в животе (у 58). У 25 детей первого триместра жизни кишечные расстройства были без повышения температуры тела и рвоты.
Болезнь проявлялась у половины больных вялостью, адинамией, срыгиваниями. У 47,2 % больных беспокойство было связано с периодическими болями в животе, при этом живот был умеренно вздут, отмечалось урчание по ходу тонкого и толстого кишечника. Стул обильный, жидкий, нередко зеленого цвета, пенистый, с примесью слизи и крови, с резким гнилостным запахом. У всех детей отмечалось сильное раздражение кожи вокруг ануса. В реакции агглютинации с аутоштаммом у всех детей выявлялись антитела к выделенным бактериям. При повторном исследовании (у 34 больных) в сроки от 8-го до 30-го дня от начала болезни у всех отмечалось повышение титров от 1 : 200 до 1 : 1600. У части больных при повторных обследованиях в поздние сроки наблюдалась обратная динамика этих величин.
Выводы
1. Для кишечных расстройств у детей раннего возраста характерна однообразная клиника и в большинстве случаев (71,6 %) выделение условно-патогенных возбудителей с преобладанием протея (26,2 %).
2. В результате необоснованного применения антибиотиков, особенно при ОРВИ, у большинства детей отмечаются дисбактериоз и нарастание числа резистентных госпитальных штаммов.
1. Крамарєв С.О. Гострі кишкові інфекції у дітей / С.О. Крамарєв. — К.: Червона рута Турс, 2007. — 132 с.
2. Горелов А.В. Изучение острых кишечных инфекций у детей / А.В. Горелов // Эпидем. и инф. болезни. — 1999. — № 2. — С. 41-45.
3. Казак С.С. Гастроентерологія дитячого та підліткового віку / С.С. Казак. — К.: Експрес, 2004. — 203 с.
4. Крамарєв С.О. Сучасні погляди на лікування гострих кишкових інфекцій у дітей / С.О. Крамарєв. — К.: НМУ ім. О.О. Богомольця, 2006. — С. 18-23.
5. Reduction in diversity of the colonic mucosa associated bacterial microflora in patients with active inflammatory bowel disease / On S.J., Vusfeld, Wenderoth D.F. [et al.] // Gut. — 2004. — № 53. — P. 685-693.