Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Жінка та війна: формули виживання

Жінка та війна: формули виживання

Газета «Новости медицины и фармации» 5(209) 2007

Вернуться к номеру

Современные подходы к лечению трихомониаза у женщин

Авторы: В.К. ЧАЙКА, О.Н. РОГОВАЯ, Г.М. АДАМОВА, М.Н. РУДНЕВА, Е.Г. МЕДОВКИНА, Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького, Донецкий региональный центр охраны материнства и детства

Рубрики: Акушерство и гинекология, Инфекционные заболевания

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати

В последние годы вопросы профилактики и лечения заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), приобретают все большую актуальность, поскольку, во-первых, отмечается их рост во всех странах мира, во-вторых, эта патология приводит к серьезным нарушениям репродуктивного здоровья, вплоть до бесплодия, а во время беременности является причиной ее прерывания, вызывает осложнения в родах и послеродовом периоде.

К числу таких патогенных возбудителей относится и Triсhomonas vaginalis. Согласно данным ВОЗ, трихомониаз является одной из наиболее частых инфекций, передающихся половым путем: ежегодно в мире регистрируется более 170 млн новых случаев трихомониаза. Это заболевание само по себе не является опасным для жизни человека, но оно может привести к серьезным нарушениям репродуктивной функции женщины. Особую опасность представляет Triсhomonas vaginalis для беременных, поскольку трихомонадный кольпит сопровождается нарушением микрофлоры родовых путей, развитием отека и повышенной проницаемости слизистой влагалища, что может привести к повышенной травматичности мягких тканей и как следствие — к тяжелым травмам родовых путей. Кроме того, инфицирование новорожденного в родах может в дальнейшем вызвать различные по проявлениям и степени тяжести трихомонадные повреждения не только кожи и слизистых, но и внутренних органов ребенка.

Поэтому вопросы лечения и профилактики трихомониаза у женщин являются весьма актуальными и важными еще задолго до наступления беременности.

Согласно данным литературы и собственному опыту, лечение трихомониаза проводят препаратами нитроимидазоловой группы (метронидазолом, трихополом). Однако в последние годы появились сообщения о возникновении метронидазолустойчивых штаммов трихомонад, что вызвано, на наш взгляд, очень широким использованием метронидазола для лечения данной патологии у небеременных женщин, а также использованием этого препарата в родильных стационарах для санации родовых путей.

В связи с вышеизложенным становится актуальной разработка новых противопротозойных и, в частности, противотрихомонадных препаратов, обладающих, с одной стороны, высокой эффективностью, а с другой — минимальными побочными реакциями.

К числу таких препаратов относится Мератин (Орнидазол) производства компании Mili Healthcare (Великобритания). Отличительной особенностью Мератина является наличие свободного радикала Cl, который проникает в трихомонаду путем активного или пассивного транспорта, избирательно накапливается в ней и приводит к гибели возбудителя.

Целью настоящего исследования было: изучить эффективность нового противопротозойного препарата Мератин для лечения трихомониаза у женщин и исследовать его влияние на гепатобилиарную систему пациенток.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Нами было обследовано 46 женщин с трихомонадным кольпитом, находящихся на лечении в отделении «Брак и семья» Донецкого регионального центра охраны материнства и детства. Пациентки были разделены на две группы: основную группу составили 26 женщин, которые для лечения трихомониаза получали Мератин; группу сравнения — 20 женщин, получавших метронидазол.

Возраст пациенток колебался от 18 до 40 лет и в среднем составил в основной группе 28,5 ± 1,4 года, в группе сравнения — 27,9 ± 1,8 года.

Диагностику трихомонадного кольпита проводили с учетом жалоб пациенток на наличие специфических обильных, раздражающих кожу выделений, зуд и жжение в области наружных половых органов и мочеиспускательного канала, и на основании данных влагалищного исследования — наличия воспалительных изменений, отечности и гиперемии слизистой влагалища, скопления в заднем своде обильных жидких серовато-желтых пенистых выделений. Лабораторное подтверждение трихомониаза проводили путем микроскопии нативного мазка, а также при окрашивании мазка метиленовым синим и обнаружении в нем Triсhomonas vaginalis.

Диагноз излеченности от трихомониаза ставили после получения трехкратного отрицательного ответа микроскопии мазка.

Схема лечения трихомониаза в основной группе женщин: Мератин по 500 мг 3 раза в сутки в течение 10 дней; в группе сравнения — метронидазол по 250 мг 4 раза в сутки в течение 5 дней, затем по 250 мг в сутки 3 раза в день в течение 5 дней.

С целью выяснения возможного токсического влияния препаратов на печень и желчевыводящие пути женщинам обеих групп проводили обследование гепатобилиарной системы по показателям биохимических анализов до и после лечения, а именно: изучали концентрацию билирубина, АЛТ, АСТ, щелочной фосфатазы и холестерина.

Статистическую обработку полученных данных проводили на компьютере РС Pentium III с помощью программы статобработки Exсel с применением критериев достоверности Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При обследовании женщин впервые трихомониаз был выявлен у 18 (69,2 %) пациенток основной группы и у 11 (55,0 %) группы сравнения; рецидив хронического трихомониаза соответственно у 8 (30,8 %) в основной группе и у 9 (45,0 %) в группе сравнения, что свидетельствует о довольно широкой распространенности хронической формы данного заболевания.

Из 17 женщин с хроническим трихомониазом 10 человек получали для его лечения трихопол (в предыдущих обострениях), 7 пациенток — метронидазол. Рецидив заболевания 8 женщин связывают с неполным прохождением предыдущего курса лечения, 5 — с отсутствием лечения полового партнера, 4 — с наличием нескольких половых партнеров.

При сравнении гинекологического анамнеза обследованных женщин выяснено, что хроническим аднекситом страдают 16 из 26 (61,5 %) пациенток основной группы и 12 из 20 (60,0 %) в группе сравнения; эрозию шейки матки лечили соответственно 10 (39,0 %) и 6 (30,0 %); бактериальный вагиноз встречался у 9 (34,6 %) и у 7 (35,0 %) больных; медицинские аборты имели 13 (50,0 %) пациенток основной группы и 11 (55,0 %) группы сравнения.

При сборе сексуального анамнеза было выяснено, что постоянного единственного полового партнера имеют 18 (69,2 %) женщин основной группы и 12 (60,0 %) группы сравнения; непостоянных партнеров — 5 (19,2 %) и 4 (20,0 %) женщины соответственно; нескольких партнеров — 3 (11,6 %) пациентки.

При изучении семейного анамнеза было установлено, что в браке состояли 16 из 26 (61,5 %) пациенток основной группы и 12 из 20 (60,0 %) в группе сравнения; разведены были 6 (23,1 %) женщин в основной группе и 4 (20,0 %) в группе сравнения; не имели мужа 4 (15,4 %) и 4 (20,0 %) женщины соответственно.

Таким образом, нами был сделан вывод о том, что трихомониаз встречается как среди женщин, имеющих постоянного партнера, так и среди тех, кто имеет или непостоянного, или нескольких партнеров. Семейное положение в данном случае роли не играет, а определяющим, с нашей точки зрения, является половое поведение женщины.

Как было указано выше, для лечения трихомониаза нами были использованы разные схемы в разных группах: в основной группе женщины получали Мератин по 500 мг 3 раза в сутки в течение 10 дней; в группе сравнения — метронидазол по 250 мг 4 раза в сутки в течение 5 дней, затем по 250 мг в сутки 3 раза в день в течение 5 дней.

Учитывая указания отдельных авторов на гепатотоксическое влияние препаратов нитроимидазоловой группы, мы решили сравнить влияние двух вышеуказанных препаратов на гепатобилиарную систему обследованных женщин. Результаты исследования состояния отдельных показателей гепатобилиарной системы представлены в табл. 1.

Как видно из таблицы, показатели состояния гепатобилиарной системы в обеих группах находились в пределах нормы и до лечения, и после него. Данные показатели не отличались как между группами (р > 0,05), так и внутри группы в процессе лечения (р > 0,05), что позволило нам сделать вывод об отсутствии отрицательного действия обоих препаратов (Мератина и метронидазола) на печень и желчевыводящие пути.

Субъективно отмечали жалобы на горечь во рту и легкое подташнивание на фоне приема Мератина 2 женщины из 26 (7,7 %), а в группе сравнения подобные жалобы отмечали 4 женщины из 20 (20,0 %). Аллергических реакций на прием Мератина мы не наблюдали, а на метронидазол у 1 женщины (5,0 %) возникла реакция по типу крапивницы, из-за чего данной пациентке пришлось этот препарат отменить.

При сравнении эффективности Мератина и метронидазола нами были получены интересные данные, приведенные в табл. 2.

Как следует из приведенной табл. 2, Мератин оказался более эффективным для лечения трихомониаза, чем метронидазол: в группе сравнения у 8 женщин из 20 (40,0 %) после окончания лечения наблюдались те же симптомы, что и до лечения, более того, в мазках у этих женщин были обнаружены трихомонады, что, на наш взгляд, объясняется развитием устойчивости трихомонад к данному препарату (все 8 женщин до этого принимали метронидазол для лечения предыдущих обострений трихомониаза). Сравнивая анализы выделений пациенток до и после лечения, следует отметить, что после приема Мератина микрофлора влагалища полностью восстановилась у 69,2 % женщин, о чем свидетельствует нормальное количество лейкоцитов и появление лактобацилл в мазках. У женщин группы сравнения нормализация влагалищной микрофлоры наблюдалась только в 35,0 % случаев, а количество лейкоцитов в мазках находилось в пределах верхней границы нормы (15–18 в поле зрения).

Таким образом, сравнение эффективности двух противотрихомонадных препаратов — Мератина и метронидазола выявило более высокие результаты у Мератина при отсутствии токсического действия обоих препаратов на гепатобилиарную систему женщин.

Выводы

Исходя из вышеприведенных данных и полученных результатов исследования, нами были сделаны следующие выводы:

1. Группу риска по развитию хронической формы трихомониаза составляют женщины, страдающие хроническим аднекситом (61,5 %), эрозией шейки матки (39,0 %), имеющие частые аборты (50,0 %), ведущие беспорядочную половую жизнь.

2. Более эффективным препаратом для лечения трихомониаза в современных условиях является Мератин (Орнидазол), эффективность которого, по данным наших исследований, составляет 100,0 % в сравнении с метронидазолом (60,0 %).

3. Применение Мератина не вызывает изменений со стороны печени и желчевыводящих путей женщин.



Вернуться к номеру