В настоящее время для проведения первичной и вторичной профилактики ИБС наиболее обоснованным следует считать применение статинов, для которых доказано благотворное влияние на прогноз (снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 30–40 %). Как показали результаты исследований (4S, CARE, LIPID, МІRАСL), применение статинов приводит к снижению коронарной смертности на 25–40 %, уменьшает риск развития ишемических событий на 26–30 %.
Проведенный недавно метаанализ долгосрочных многоцентровых исследований (опубликован в журнале Lancet за 2005 г.) с участием 90 056 пациентов, которые получали терапию статинами, продемонстрировал, что снижение уровня ХС ЛПНП на 1,0 ммоль/л в год обусловило снижение общей смертности на 12 % и коронарной смертности — на 19 %. Эти закономерности появляются уже в конце первого года наблюдения и имеют тенденцию к дальнейшему достоверному возрастанию. За 5 лет снижение содержания в крови ХС ЛПНП на 20 % приводит к уменьшению числа основных сердечно-сосудистых событий (инфаркты, инсульты) на 48 случаев на каждую 1000 пролеченных, коронарной реваскуляризации — на 27 случаев, при этом не отмечено достоверного увеличения количества побочных реакций, в том числе случаев онкозаболеваний. Эти результаты подтверждены в других метаанализах, в которых получены убедительные доказательства преимущества более интенсивного снижения уровня ХС ЛПНП (< 70 мг/дл (1,8 ммоль/л)). Они отображены в новой редакции американских рекомендаций ATP III (2004), в которых вышеуказанные уровни ХС ЛПНП обозначены как целевые для групп высокого риска, прежде всего для больных с сочетанием ИБС и сахарного диабета. Последними убедительными доказательствами в пользу липидоснижающей терапии являются результаты двух исследований (REVERSAL, 2004; ASTEROID, 2006), в которых получены данные относительно возможного регресса атеросклеротической бляшки вследствие интенсивной терапии статинами с объективизацией полученных результатов с помощью проведения ультразвукового исследования сосудов (IVUS). В соответствии с полученными результатами снижение уровня ХС ЛПНП и повышение ХС ЛПВП привело к регрессу атеросклеротических бляшек, который подтвержден на УЗИ сосудов. Этот факт свидетельствует о целесообразности рекомендовать дальнейшую интенсивную терапию статинами всем больным с диагностированными атеросклеротическими поражениями коронарных сосудов.
В отделе дислипидемий ННЦ «Институт кардиологии им. акад. Н.Д. Стражеско» АМН Украины проведено исследование по изучению эффективности препарата Симвахол (симвастатин) производства компании «Гродзиский фармацевтический завод «Польфа», группа «Рихтер Гедеон», у пациентов с ИБС и дислипидемией.
Материалы и методы
В исследование были включены 30 больных (17 женщин и 13 мужчин) с верифицированной ИБС, которые сформировали две клинические группы: 1-я — 14 пациентов (средний возраст — 63,2 ± 3,7 года) с ИБС, дислипидемией и сахарным диабетом (СД) 2-го типа; 2-я — 16 больных (средний возраст — 59,2 ± ± 2,1 года) с ИБС, дислипидемией без нарушений углеводного обмена.
На протяжении всего исследования больные СД продолжали принимать индивидуально подобранную гипогликемическую терапию.
В течение 12 недель пациентам обеих групп назначали Симвахол (симвастатин) производства компании «Гродзиский фармацевтический завод «Польфа», группа «Рихтер Гедеон», в суточной дозе 20 мг. После 12 недель приема препарата проводилось повторное общеклиническое обследование, измерение артериального давления, определение липидного спектра крови, уровней глюкозы и печеночных трансаминаз, ЭКГ, оценивались безопасность препарата и побочные реакции.
Пациентов с повышенной чувствительностью к каждому из ингредиентов препарата, с заболеваниями печени в остром периоде, персистирующим повышением трансаминаз в сыворотке более чем в три раза, в период беременности и кормления грудью, в возрасте до 18 лет в исследование не включали.
Результаты исследования
Известно, что ХС ЛПНП, с учетом важности его роли в формировании атеросклеротической бляшки, составляет главную мишень гиполипидемической терапии. Полученные данные продемонстрировали выраженную гиполипидемическую эффективность симвастатина у пациентов обеих групп. В наиболее сложной в клиническом отношении первой группе пациентов с ИБС, дислипидемией и СД отмечался в начале исследования самый высокий уровень ХС ЛПНП — 4,2 ± 0,4 ммоль/л. После 12 недель лечения наблюдалось достоверное снижение (р < 0,05) данного показателя в первой группе до 2,7 ± 0,3 ммоль/л, но достичь целевых значений ЛПНП, как для пациентов с высоким риском развития сердечно-сосудистых осложнений, не удалось, что, вероятно, требует увеличения суточной дозы симвастатина и более продолжительного наблюдения данного контингента больных. Во второй группе в конце наблюдения отмечалось снижение ХС ЛПНП до нормативных значений для пациентов с ИБС (2,4 ± 0,3 ммоль/л). Следует отметить, что в нашем исследовании, как и в большинстве отечественных лабораторий, определение ХС ЛПНП осуществлялось расчетным методом по формуле Friedewald (табл. 1).
Известно, что уменьшение уровня общего ХС по крайней мере на 20 % и ХС ЛПНП по крайней мере на 30 % на фоне терапии статинами сопровождается значительным клиническим эффектом. Поэтому практическое значение приобретают результаты исследования, которые демонстрируют снижение общего холестерина (ОХС) у пациентов обеих групп. Наиболее существенная положительная динамика данного показателя наблюдалась во второй группе пациентов с ИБС без нарушения углеводного обмена. Лечение симвастатином на протяжении 12 недель ассоциировалось с достоверным (р < 0,05) снижением уровня ОХС (с 6,2 ± 0,5 до 4,5 ± 0,3 ммоль/л) и достижением его целевого значения для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В настоящее время известно, что даже нормальный уровень ХС может быть потенциально опасным в отношении развития и прогрессирования атеросклероза коронарных сосудов. Как оказалось, 35 % больных ИБС имеют нормальный уровень ОХС и ХС ЛПНП. Однако у таких пациентов может наблюдаться дислипопротеинемия с повышенным содержанием в крови наиболее атерогенной субфракции ЛПНП, так называемых маленьких плотных частиц ЛПНП, которая сочетается с повышением ТГ и низким ХС ЛПВП. Особенно часто такие нарушения наблюдаются у больных с СД 2-го типа. Эти данные совпадают с результатами нашего исследования, которые свидетельствуют о наличии характерных проявлений диабетической дислипидемии у больных первой группы, таких как более высокие по сравнению с нормой и самые высокие среди сравниваемых групп уровни ХС ЛПНП (4,2 ±
± 0,2 ммоль/л) и триглицеридов (ТГ) (3,5 ± 0,3 ммоль/л) и низкий уровень ХС ЛПВП (0,9 ± 0,2 ммоль/л). Назначение гиполипидемической терапии симвастатином обусловило снижение уровня ТГ до 2,0 ± 0,3 ммоль/л и повышение уровня ХС ЛПВП до 1,0 ± 0,2 ммоль/л, но достичь нормативных значений этих показателей не удалось. Возможно, в данном случае есть необходимость более жесткой коррекции углеводного обмена. Само наличие инсулинорезистентности у больных первой группы с ИБС, дислипидемией и СД может ассоциироваться с продолжительным существованием не только гипергликемии, но и диабетической дислипидемии, устранение которой напрямую связано с восстановлением чувствительности к инсулину и улучшением липидного профиля. Во второй группе отмечается снижение показателей ТГ и повышение ХС ЛПВП до нормативных величин — 1,7 ± 0,3 и 1,3 ± ± 0,2 ммоль/л соответственно.
Сравнительный анализ динамики изменений показателей липидного обмена на фоне 12-недельного лечения симвастатином продемонстрировал снижение уровня ТГ на 34,3 % и повышение уровня ХС ЛПВП на 11,1 % у больных первой группы. В то же время наиболее эффективное снижение уровней ОХС на 27,4 % и ХС ЛПНП на 38,5 % наблюдалось у больных второй группы (табл. 2). С учетом данных многоцентровых исследований о снижении уровня ХС ЛПНП на 1,0 ммоль/л в год, что обусловило снижение общей смертности на 12 % и коронарной смертности — на 19 %, привлекает внимание в нашем исследовании высокий процент снижения уровня данного показателя у больных первой и второй групп на 35,7 и 38,5 % соответственно.
Все вышеперечисленные эффекты приема Симвахола (симвастатин) производства компании «Гродзиский фармацевтический завод «Польфа», группа «Рихтер Гедеон», в дозе 20 мг на протяжении 12 недель сопровождались отсутствием побочных реакций и динамики трансаминаз, креатининфосфокиназы крови, усугубления нарушений углеводного обмена.
Таким образом, симвастатин продемонстрировал высокую гиполипидемическую эффективность у больных с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний, что проявилось достижением целевых значений ОХС и ХС ЛПНП, нормализацией уровней ТГ и ЛПВП у больных с ИБС и дислипидемией и оптимизацией липидного спектра у больных с ИБС, дислипидемией и СД. Независимо от состояния углеводного обмена прием симвастатина в дозе 20 мг в сутки на протяжении 12 недель ассоциировался с наибольшим среди всех сравниваемых показателей снижением уровней ХС ЛПНП как в первой, так и во второй группах на 35,7 и 38,5 % соответственно, что напрямую связано с развитием коронарного атеросклероза и атеросклероза периферических сосудов, прогнозом заболевания и жизни больных.
Выводы
1. Определена высокая гиполипидемическая эффективность препарата Симвахол производства компании «Гродзиский фармацевтический завод «Польфа», группа «Рихтер Гедеон», в дозе 20 мг на протяжении 12 недель, что ассоциируется с широким спектром действия на липидный профиль крови и снижением уровней ОХС, ХС ЛПНП, ТГ и повышением уровней ЛПВП у пациентов с ИБС и дислипидемией.
2. Установлено, что у больных первой и второй групп терапия симвастатином в дозе 20 мг в сутки на протяжении 12 недель особенно эффективно уменьшала уровни наиболее атерогенного и прогностически неблагоприятного ХС ЛПНП на 35,7 и 38,5 % соответственно, что напрямую связано с прогнозом заболевания у пациентов с высоким риском развития сердечно-сосудистых осложнений.
3. Терапия симвастатином в дозе 20 мг в сутки на протяжении 12 недель сопровождалась отсутствием побочных реакций и усугубления нарушений углеводного обмена.
Список литературы
1. Арутюнов Г.П. Статины и острые коронарные синдромы. Мы на пороге нового стандарта лечения // Клиническая фармакология и терапия. — 2001. — № 10 (3). — С. 2-8.
2. Доборджгинидзе Л.М., Грацианский Н.А. Статины: достижения и новые перспективы // РМЖ. — 2001. — Т. 9, № 18.
3. Старкова Н.Т., Долгов В.В., Давыдов А.Л. и др. Влияние гиполипидемической терапии на состояние углеводного и липидного обмена и их гормональных регуляторов у больных сахарным диабетом 2 типа // Проблемы эндокринологии. — 2003. — № 1. — С. 24-6.
4. Best J., Nicholson G.O., Neal et al. Atorvastatin and simvastatin reduce elevated cholesterol in non-insulin dependent diabetes // Diabetes Nutr. Metab. — 1996. — № 9. — Р. 74-80.
5. Broun A. Treating patients with documented atherosclerosis to national cholesterol education program-recommended low-density-lipoprotein cholesterol goals with atorvastatin, fluvastatin, lovastatin and simvastatin // JACC. — 1998. — № 32. — Р. 665-72.
6. Bucher H.C., Griffith L.E., Guyatt G.H. Systematic review on the risk and benefit of different cholesterol-lowering interventions // Artherioscler. Thromb. Vasc. Biol. — 1999. — № 19. — Р. 187-95.
7. Colhoun H.M., Betteridge D.J., Durrington P.N. et al. Primary prevention of cardiovascular disease with atorvastatin in type 2 diabetes in the Collaborative Atorvastatin Diabetes Study (CARDS): A multicentre randomised placebocontrolled trial // Lancet. — 2004. — № 364. — Р. 685-696.
8. Heinonen T.M., Stein E., Weiss S.R. et al. The lipid-lowering effects of atorvastatin, a new HMG-CoA reductase inhibitor: results of a double-masked study // Clin. Ther. — 1996. — № 18. — Р. 853-63.
9. Lea A.P., McTavish D. Atorvastatin: a review of its pharmacology and therapeutic potential in the management of hyperlipidemias // Drugs. — 1997. — 53. — Р. 828-47.
10. Lerner D.J., Kannel W.B. Patterns of coronary heart desease morbidity and mortality in the sexes: A twenty-six year follow-up of the Framingham population // Am. Heart. J. — 1986. — № 111. — Р. 383-90.
11. Purnell J., Brunzell J. The central role of dietary fat, not carbohydrate, in the insulin resistance syndrome // Curr. Opin. Lipidol. — 1997. — № 8 (1). — Р. 17-22.