Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Газета «Новости медицины и фармации» 5(209) 2007

Вернуться к номеру

Кавинтон форте® при лечении дисциркуляторной энцефалопатии у больных ишемической болезнью сердца и артериальной гипертонией

Авторы: К.В. ПРОТАСОВ, А.А. ДЗИЗИНСКИЙ, В.В. ШПРАХ, А.А. СИНКЕВИЧ, С.Г. КУКАИН, А.Н. ФИЛАТОВА, ГОУ АПО «Иркутский институт усовершенствования врачей», г. Иркутск

Рубрики: Неврология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати

В многочисленных исследованиях доказана эффективность винпоцетина при лечении больных с цереброваскулярными заболеваниями, в частности с дисциркуляторной энцефалопатией (ДЭ) [1, 5]. Внедрение в практику новой формы этого препарата, вызывающего сосудо­расширяющий эффект, с увеличенной вдвое дозой — Кавинтона форте® («Гедеон Рихтер А.О.», Венгрия) делает актуальным изучение его влияния на системную и коронарную гемодинамику у больных с сопутствующей сердечно-сосудистой патологией. Мы не нашли работ по оценке безопасности Кавинтона форте® у больных ДЭ в сочетании с ишемической болезнью сердца (ИБС) и гипертонической болезнью (ГБ) в условиях острого фармакологического теста.

Это и определило цель настоящего исследования — изучить частоту и выраженность эпизодов ишемии миокарда и артериальной гипотонии при стартовом лечении ДЭ у больных с хронической ИБС в сочетании с ГБ.

Материал и методы

Обследовали 28 больных ДЭ (13 мужчин и 15 женщин) гипертонического и атеросклеротического генеза в возрасте 45–83 лет (средний возраст 66,6 ± 7,7 года). ДЭ I стадии выявлена у 16 из них, II стадии — у 12. Больные ДЭ I стадии предъявляли жалобы астенического круга, в неврологическом статусе у них выявлялась рассеянная органическая неврологическая симптоматика. При ДЭ II стадии диагностировались преимущественно мнестико-интеллектуальные и вестибулокоординаторные нарушения.

Диагноз ИБС устанавливался при проведении нагрузочных проб и/или холтеровского мониторинга ЭКГ, а также на основании документированного инфаркта миокарда в анамнезе не ранее чем за 6 месяцев до начала исследования. В работу были включены больные со стабильной стенокардией напряжения II (9 человек — 32,1 %) и III (17 человек — 60,7 %) функционального класса по классификации Канадской ассоциации кардиологов. Давность появления приступов стенокардии напряжения составляла от 1 до 20 лет. 11 (39,3 %) больных перенесли ранее инфаркт миокарда.

У всех пациентов согласно критериям Всероссийского научного общества кардиологов (2004) выявлена ГБ III стадии. На момент начала исследования больные получали индивидуально подобранную комбинированную антигипертензивную терапию. 19 (67,9 %) пациентов со стенокардией напряжения принимали мононитраты в суточной дозе 20–50 мг или аэрозольные формы нитроглицерина. В исследование не включали больных с симптоматической артериальной гипертонией, тяжелой сердечной недостаточностью (III–IV функционального класса), перманентной мерцательной аритмией, сахарным диабетом.

Проводили 48-часовой холтеровский мониторинг ЭКГ и суточный мониторинг артериального давления (СМАД) с помощью бифункционального монитора «CardioTens-01» («Meditech», Венгрия). Интервал измерений АД составил 15 мин в активном периоде (с 6 до 22 ч) и 30 мин в пассивном. Все пациенты вели дневник самоконтроля, где регистрировали возникавшие ощущения, включая приступы стенокардии. По окончании первых суток исследования на фоне продолжавшегося мониторинга перорально назначали Кавинтон форте® в суточной дозе 30 мг (по 10 мг в 9, 13 и 18 часов после приема пищи).

При анализе данных холтеровского мониторинга ЭКГ эпизоды смещения сегмента ST расценивали как ишемические при горизонтальной или косонисходящей депрессии на 1 мм и более чем через 0,08 с после окончания комплекса QRS (точки J) длительностью не менее 1 мин. Оценивали общее количество и среднесуточную частоту эпизодов ишемии, их среднюю и суммарную длительность, глубину депрессии сегмента ST. Для определения взаимосвязи ишемических эпизодов с изменением АД и частоты сердечных сокращений (ЧСС) в момент депрессии сегмента ST вычисляли двойное произведение по следующей формуле: систолическое АД х ЧСС.

Гипотоническую реакцию АД оценивали по результатам СМАД. Определяли как стандарт­ные показатели СМАД (средние значения си­столического (САД), диастолического (ДАД) и пульсового АД, ЧСС, двойного произведения, временные и суточный индексы, вариабельность АД), так и следующие количественные параметры гипотонии:

1) индексы времени гипотонии САД и ДАД как процент измерений САД и ДАД, меньших 90/70 мм рт.ст. в дневной период и 80/60 мм рт.ст. в ночной;

2) минимальное ночное САД и ДАД как среднее значение минимального АД за ночь и двух соседних измерений;

3) величину ночного снижения САД и ДАД как разницу среднего значения за 2-часовой период перед засыпанием и минимального ночного АД [13];

4) показатели кратковременных эпизодов артериальной гипотензии. Для этого на полученных суточных кривых АД выделяли значения САД и/или ДАД, меньшие индивидуального среднедневного или средненочного АД на 2 и более стандартных отклонения и порогового уровня 90/70 мм рт.ст. в дневной период и 80/60 мм рт.ст. в ночной. Началом экстремального снижения АД считали момент перехода ЧСС, САД и ДАД от стабильного состояния на графике СМАД к их динамике в виде тренда. Определяли пиковые уровни САД, ДАД, амплитуду снижения САД и ДАД в долях стандартного отклонения от индивидуальных средних и длительность эпизода в минутах.

Указанные параметры рассчитывали в первые (до начала приема Кавинтона форте®) и вторые (в течение приема первой суточной дозы) сутки мониторинга. Вычисляли медианы данных характеристик. Анализировали распределение эпизодов депрессии сегмента ST и артериальной гипотонии в периоды предполагаемого максимального действия препарата: 10–14, 14–18 и 18–22 ч.

Статистическую значимость различий в первые и вторые сутки оценивали по критериям Манна — Уитни, Вилкоксона и c 2 для непараметрических данных с помощью пакета статистического анализа Statistica 6.0 («Statsoft», США).

Результаты

В течение первых суток мониторинга (до начала терапии) выявлено 14 эпизодов ишемии у 4 больных. На фоне приема стартовой суточной дозы Кавинтона форте® зарегистрировано 18 ишемических эпизодов у 7 пациентов. В табл. 1 представлена количественная характеристика эпизодов ишемии при приеме данного препарата.

Как видно, их параметры на фоне приема суточной дозы Кавинтона форте® достоверно не изменились. При этом средняя частота и длительность эпизодов ишемии на вторые сутки мониторинга имели тенденцию к уменьшению.

В течение первых суток мониторинга 10 (71,4 %) эпизодов депрессии ST приходились на ожидаемые периоды максимального действия Кавинтона форте®. На фоне приема препарата в эти же отрезки времени зафиксировано 13 (72,2 %) эпизодов. Распределение стартов ишемических эпизодов представлено на рис. 1 (А).

Из рис. 1 видно, что максимальная частота эпизодов ишемии в первые сутки приходилась на утренние часы (35,7 %), во вторые сутки — на вечерние (38,9 %).

При этом статистически значимого их учащения в периоды наибольшей концентрации препарата в плазме не выявлено.

Средние значения стандартных показателей СМАД на вторые сутки мониторинга достоверно не изменились. Среднесуточное АД составило 122/72 мм рт.ст., ЧСС — 66 в минуту как в первые, так и во вторые сутки исследования.

В табл. 2 представлена динамика количественных параметров гипотонии на фоне стартового лечения Кавинтоном форте®. Из нее видно, что на фоне приема препарата уменьшились длительность снижения ДАД и величина гипотонической реакции САД и ДАД в ночной период.

Как показал анализ суточных кривых АД, количество кратковременных эпизодов артериальной гипотонии на фоне приема Кавинтона форте® оставалось неизменным: за первые и вторые сутки мониторинга выявлено по 32 случая экстремального снижения АД. Характеристика кратковременных гипотонических эпизодов в первые и вторые сутки мониторинга приведена в табл. 3.

Таким образом, частота возникновения, выраженность и средняя длительность кратко­временных гипотонических реакций в динамике не увеличились.

На фоне приема первой суточной дозы Кавинтона форте® количество эпизодов гипотонии в периоды его предполагаемого максимального действия (n = 19; 59,3 %) практически не изменилось по сравнению с исходными данными (n = 18; 56,2 %). Основное количество кратковременных снижений АД приходилось на дневной период (40,6 % в первые сутки и 31,3 % во вторые (рис. 1, Б)). Достоверных различий в характере их распределения не выявлено.

Обсуждение

Большинство работ по изучению кардиальных эффектов винпоцетина носили экспериментальный характер. Так, введение препарата приводило к снижению резистентности коронарных сосудов [7], росту капиллярного кровотока в миокарде [14] и увеличению сердечного выброса [11]. Реакция коронарного кровотока была неоднозначной: его нарастание при внутривенном введении малых доз винпоцетина сменялось парадоксальным снижением на фоне увеличения дозы [11]. Особенностью нашей работы была клиническая оценка безопасности Кавинтона форте® у больных с высоким сердечно-сосудистым риском с помощью непрерывного 48-часового мониторинга ЭКГ и АД. Как показал анализ результатов, острая фармакологическая проба с данным препаратом не увеличивала выраженность и среднюю частоту ишемических эпизодов, несмотря на незначительный прирост их общего количества. Это дополняет сведения об отсутствии изменений на ЭКГ покоя при длительном применении Кавинтона форте® [6, 8].

Как известно, винпоцетин, обладая свойствами антагониста кальция [4] и ингибитора фосфодиэстеразы, оказывает дилатирующее влияние на сосуды среднего и крупного калибра [2]. В ряде исследований продемонстрировано снижение системного АД на фоне введения препарата [3, 10]. По нашим данным, реакция среднесуточных АД и ЧСС при приеме Кавинтона форте® отсутствовала, что согласуется с ранее полученными результатами [12, 15]. При этом следует подчеркнуть, что невысокие исходные цифры АД (в среднем за сутки 122/72 мм рт.ст.) свидетельствовали о приеме препарата на фоне активной антигипертензивной терапии.

Учитывая высокий риск ишемических нарушений мозгового кровообращения в условиях гипотонии, мы впервые исследовали влияние суточной дозы Кавинтона форте® на гипотоническую реакцию двух типов: хронобиологически обусловленное ночное снижение АД [9] и кратковременные нерегулярные эпизоды гипотонии. Параметры кратковременных гипотонических эпизодов, как показали результаты, не изменились. Пик частоты их возникновения приходился на период с 14 до 18 ч, вероятнее всего, определялся постпрандиальной гипотонией. В то же время величина ночного снижения САД и ДАД, а также его продолжительность достоверно уменьшились, что указывает на вероятное влияние Кавинтона форт ® на суточную вариабельность АД.

Таким образом, Кавинтон форте® при стартовом лечении ранней ДЭ не увеличивает выраженность и среднюю частоту эпизодов ишемии миокарда у больных с хроническими формами ИБС в сочетании с гипертонической болезнью. Он не влияет на выраженность, частоту и характер распределения кратковременных эпизодов гипотонии, уменьшает величину и продолжительность ночного снижения АД. Прием Кавинтона форте® в суточной дозе 30 мг безопасен на фоне гемодинамически активной антигипертензивной и антиишемической терапии.


Список литературы

1. Бурцев Е.М., Савков В.С., Шпрах В.В., Бурцев М.Е. 10-летний опыт применения кавинтона при цереброваскулярных нарушениях // Журн невропатол. и психиат. — 1992. — 92, 1. — С. 6-60.

2. Кавинтон в эксперименте и клинической практике / Под ред. Е.И. Гусева. — М., 1998.

3. Карлов А.В. Применение препарата кавинтон форте у больных с дисциркуляторной энцефалопатией // Рус. мед. журн. — 2004. — 12, 10. — С. 626-630.

4. Козловский В.Л. Фармакологические свойства блокаторов кальциевых каналов и перспективы их применения в психиатрии и неврологии // Журн. невропатол. и психиат. — 1994. — 94, 1. — С. 104-108.

5. Мартынов Ю.С., Гирич Т.Н., Кунце­вич Г.И. и др. Диагностика, лечение и профилактика ранних стадий недостаточности мозгового кровообращения // Журн. неврол. и психиат. — 1998. — 98, 8. — С. 14-18.

6. Суслина З.А., Танашян М.М., Панова В.Г. Кавинтон в лечении больных с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения // Рус. мед. журн. — 2002. — 10, 25. — С. 1170-1174.

7. Debreczeni L., Takacs L. Effect of oral pretreatment with ethyl apo-vincaminate on the cardiac output and nutritive blood flow of various organs in rats // Arzneimittelforschung. — 1976. — 26: 10a. — Р. 1912.

8. Farsang C., Kertesz G., Banki M.C., Juvancz P. Effect of two years' Cavinton treatment on the ECG // Ther. Hung. — 1987. — 35, 3. — Р. 125-128.

9. Halberg F., Cornelissen G., Halberg J. et al. The sphygmochron for blood pressure and heart rate assessment: a chronobiologic approach // F. Halberg (ed.). — New York: Raven Press, 1990. — Р. 85-97.

10. Imamoto Т., Karpati E., Szporny L. General and cerebral haemodynamic activity of ethyl apovincaminate // Arzneimittelforschung. — 1976. — 26, 10a. — Р. 1908-1912.

11. Imamoto Т., Tanabe M., Shimamoto N. et al. Cerebral circulatory and cardiac effects of vinpocetine and its metabolite, apovincaminic acid, in anesthetized dogs // Arznei­mittelforschung. — 1984. — 34, 2. — Р. 161-169.

12. Ishchenko M.M., Shkrobot S.I., Ostrov­ska O.S. The effect of vasoactive preparations on the systemic and cerebral hemodynamics and on the blood Theological properties in patients with cerebrovascular insufficiency with a background of an atherosclerotic lesion of the precerebral arteries // Lik. Sprava. — 1994. — № 7–8. — Р. 133-136.

13. Kario K., Pickering Т., Umeda Yu. et al. Morning surge in blood pressure as a predictor of silent and clinical cerebrovascular disease in elderly hypertensives. A prospective study // Circulation. — 2003. — 107, 3. — Р. 1401-1406.

14. Szmolenszky Т., Torok B. Effect of ethyl apovincaminate on cerebral, cardiac and renal flow rate in dogs in the course of administration // Arzneimittelforschung. — 1976. — 26, 10a. — Р. 1914-1917.

15. Yamada S., Yamaguchi K., Okuyama S. Effects of VA-045 on peripheral and central circulation in anesthetized dogs // Gen. Phar­macol. — 1995. — 26, 6. — Р. 1419-1424.


Вернуться к номеру