Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Здоровье ребенка» 1(1) 2006

Вернуться к номеру

Что делать герпесвирусам в организме человека?

Авторы: И.В. Богадельников Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского

Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Инфекционные заболевания, Педиатрия/Неонатология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

На основании литературных и собственных данных автор высказывает предположение о том, что ГВИ являются необходимым компонентом биоценоза человека и могут выступать как «тренеры» иммунной системы человека. Применение специфических средств при наличии клинических проявлений ГВИ является строго обязательным, в то время как использование иммуномодулирующей терапии должно быть обосновано дополнительно.

Начиная с 80-х годов прошлого столетия и по настоящее время открыто около 30 раньше неизвестных патогенных прионов, вирусов, хламидий и бактерий [1]. Вместе с тем традиционный подход в оценке их роли в патологии и тактике лечения не всегда приносит ожидаемые результаты.

Особое место среди возбудителей инфекционных болезней занимают герпесвирусные инфекции (ГВИ). Так, по данным ВОЗ, заболевания, вызываемые герпесвирусами, занимают 2-е место (15,8%) после гриппа (35,8%) среди причин смерти от вирусных инфекций и будут определять как инфекционную, так и соматическую патологию в XX веке [7, 9, 10, 12].

В настоящее время известно более 100 герпесвирусов, однако только 8 из них выделены от человека. К семейству герпесвирусов, выделенных от человека, относятся: вирус простого герпеса 1-го и 2-го типов (ВПГ-1, ВПГ-2), вирус ветряной оспы — опоясывающего лишая (ВВО-ОЛ или варицелла-зостер), который имеет официальное название «герпесвирус человека типа 3»; цитомегаловирус человека (ЦМВ), или «герпесвирус человека типа 5»; вирус Эпштейна — Барра (ВЭБ), официальное название которого «герпесвирус человека типа 4»; вирусы герпеса человека типа 6 (ВГЧ-6), 7 (ВГЧ-7), 8 (ВГЧ-8). На основании биологических особенностей представители семейства герпесвирусов поделены на 3 подсемейства: альфа, бета, гамма. К альфа-герпесвирусам относят ВПГ-1, ВПГ-2, ВВО-ОЛ, к бета-герпесвирусам — ЦМВ, ВГЧ-6, ВГЧ-7, к гамма-герпесвирусам — ВЭБ и ВГЧ-8.

Выделенные от человека герпесвирусы обладают всеми чертами возбудителей инфекционных болезней: патогенностью, инвазивностью, токсигенностью, тропностью, имеют пути передачи, инкубационный период, вызывают лихорадку, интоксикацию, способны вызвать местный и генерализованный воспалительный процесс, под их влиянием образуются антитела.

Поэтому на основании семантической логики, отвечая на вынесенный в заголовок статьи вопрос, можно было бы ответить однозначно: «Делать нечего». Однако у герпесвирусов есть целый ряд особенностей, принципиально отличающих их от традиционных возбудителей инфекционных болезней, заставляющих рассматривать их свойства не только как врагов. С практической точки зрения в настоящее время наиболее часто мы сталкиваемся со следующими представителями ГВИ (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика некоторых герпесвирусных инфекций


Как видно из табл. 1, для ГВИ характерны общие закономерности:
— тысячелетняя история;
— всеобщая восприимчивость;
— высокая степень инфицированности населения, которая достигает 80- 90% по каждой инфекции уже в раннем детском возрасте. Это позволяет утверждать, что нет людей, которые бы не были инфицированны хотя бы одним из герпесвирусов;
— неотвратимость заражения, о чем свидетельствует участие всех возможных механизмов инфицирования, присущих инфекционным болезням, в том числе и тем, противостоять которым сам организм не в состоянии;
— пожизненное носительство герпесвирусов, которые по стратегии паразита не заинтересованы в гибели хозяина, поскольку с гибелью хозяина погибнут и сами вирусы;

— отсутствие в подавляющем большинстве манифестации клинических симптомов при заражении. То есть ни организм, ни возбудители ГВИ не заинтересованы в привлечении внимания, повлекшее бы за собой терапевтическое воздействие;
— преимущественное поражение клеток иммунной системы — В-лимфоцитов, Т- и NК-клеток, сопровождающееся персистенцией вирусов в этих клетках на протяжении всей жизни. И, что очень важно, количество В-лимфоцитов, несущих вирусную ДНК, например при ЭБВ-инфекции, постоянно составляет приблизительно 1 х 105-106. При этом применение любых, в том числе и противовирусных средств не влияет на количество инфицированных лимфоцитов, которое остается постоянным [3];
— умение ускользать от иммунного ответа;
— выработка специфических белков (например, при ЭБВ-инфекции — НЛ-10-подобный белок, ВВ), подавляющих Т-клеточный иммунитет, функцию цитотоксических лимфоцитов, макрофагов, естественных киллеров, а также ингибиция апоптоза белками ВНFR-1 и LМР-1. Синтез этих белков наряду с постоянными иммунохимическими и иммунологическими изменениями в строении ДНК ГВ создают в организме условия для замедления, а в некотором роде и для хаотичности иммунного ответа [3].

Еще более интересно поведение ГВИ при развитии (активации) ее на фоне других заболеваний. Имеющиеся литературные [9, 12 и др.] и собственные [2, 5] данные свидетельствуют о том, что при целом ряде патологических состояний в организме ребенка (ОРВИ, ВИЧ, менингите, кишечных инфекциях) имеет место активация герпесвирусных инфекций.

Попадая в системный кровоток, активные компоненты ГВИ не только вносят свой «вклад» в утяжеление болезни. При этом клинические проявления ГВИ обычно расцениваются как проявления основного заболевания (лимфаденопатия, гепатоспленомегалия и др.). Но активация ГВИ на фоне других инфекционных болезней не является простой суммацией двух инфекций, а, несомненно, имеет и другой смысл. Об этом свидетельствует тот факт, что активация ГВИ при различных патологических состояниях происходит не в 100% случаев. Тем не менее стало аксиомой утверждение о том, что герпесвирусная инфекция развивается (активируется) при развитии иммунодефицита, более того, является его маркером [4, 6, 10, 13].

Такое утверждение справедливо, но только наполовину. Ведь активация ГВИ происходит не всегда, даже при развитии одной и той же патологии, одном и том же возрасте больных и при одинаковой тяжести болезни. Даже при заболеваниях, которые протекают с многократно доказанным развитием иммунодефицитного состояния, активация герпесвирусных инфекций происходит не в 100% случаев. Так, например, при ВИЧ/СПИДе активация ВПГ наблюдается в 30%, ЦМВ — 25%, при остром лимфолейкозе — 25 и 40% случаев соответственно [5, 14].

Возникает вопрос, почему у однотипных больных в одинаковых условиях это происходит, а у других — нет? Можно предположить, что именно дополнительная активация (стимуляция) иммунной системы герпесвирусами и является тем смыслом, который преследует организм в условиях уже развившейся болезни.
В пользу этого свидетельствует ряд фактов.

1. Считается, что процесс перехода, в частности, герпетического вируса в нереплецирующее или реплецирующее состояние регулируется не самим вирусом, а генным аппаратом клетки хозяина, то есть инициация активации ВПГ принадлежит сугубо организму [4, 6, 7].

2. Как известно, специфический иммунный ответ организма на ГВИ на какое-то время задержан (2-3 недели), а неспецифическая общебиологическая реакция организма в ответ на циркулирующие в крови и лимфе герпесвирусы и их антигены приводит к немедленной неспецифической активации гуморального и клеточного звеньев иммунитета, заключающихся в выработке цитокинов, иммуноглобинов и интерферонов, что может явиться одним из механизмов повышения резистентности организма.

3. Задержка иммунной системы организма во времени в выработке специфических противогерпетических антител дает возможность герпесвирусам не только оказать общее, но вызывать локальное (местное) повреждение, которое нередко сопровождается активацией бактериальной флоры (при ЭБВ-инфекции — ангина с налетами, при ВПГ — образование и нагнаивание герпетических пузырьков и т.д.). Создается впечатление, что герпесвирусная инфекция этим самым дает возможность проявиться и реализоваться бактериальной микрофлоре, на которую организм может выработать соответствующие антитела и повысить антимикробную резистентность.

4. Кроме того, бактериальные эндотоксины (например, липополисахарид кишечных микробов) и экзотоксины (например, стафилококков) являются индукторами апоптоза. В тоже время возбудители вирусных инфекций имеют не только индукторы, но и ингибиторы апоптоза. ГВ преимущественно обладают последними свойствами, так как, являясь персистирующей инфекцией, они в наибольшей степени не заинтересованы в тотальной гибели иммунокомпетентных клеток, в которых они находятся. Поэтому, активируясь при определенных ситуациях, попадая в Т-лимфоциты и блокируя развитие их апоптоза, ГВ продлевают жизнь иммунокомпетентным клеткам, предоставляя тем самым возможность реализовать присущие им свойства — выработку антител и защиту организма.

На основании приведенных данных с большой долей вероятности можно сделать следующие выводы.

1. ГВИ является обязательной составляющей биоценоза человека, не зависит от внешних факторов, в том числе и от применения специфической терапии, посыл к активации инфекции и проявлению всех ее черт, присущих возбудителям инфекционных болезней, дается только генным аппаратом клетки хозяина.

2. Учитывая периодическую активацию и биологические эффекты, которые при этом возникают в организме, ГВИ рассматриваются как «тренеры» иммунной системы организма.

3. В случае обнаружения клинических проявлений активной ГВИ (генерализованных или локальных) необходима немедленная специфическая противогерпетическая терапия.

4. Обнаружение активности ГВИ у больных с заведомо имеющимся иммунодефицитом свидетельствует только о том, что у этих больных имеет место активация ГВИ и не более того. Активация ГВИ не является маркером иммунодефицита, так как у таких же больных в 60-70% случаев ее активации не происходит. В то же время повышение активности ГВИ можно обнаружить у больных с умеренным и даже небольшим иммунодефицитом. Поэтому применение иммуномодулирующей терапии у больных только на основании активации у них ГВИ вызывает большие сомнения.

5. О чем «говорит» организм, давая сигнал на активацию ГВИ в клетке, по сути, запуская инфекционный процесс (но в каждом конкретном случае свой: от генерализованного до локального), на сегодня неизвестно. Попытки связать этот процесс с иммунодефицитом, другими инфекциями, физическими факторами: переохлаждением, радиацией, стрессом и т.д., являются не более как удобной формой обьяснения и не отражают сути процесса, поскольку у подавляющего большинства больных и здоровых людей (тем не менее всех инфицированных) при таких же условиях и под влиянием этих же факторов эта активация ГВИ не происходит.

Список литературы

1. Андрейчин М.А. Новые этиологические формы инфекционных болезней // Инфекционные болезни. — 2005. — 1. — С. 59-68.
2. Богадельников И.В., Березина Л.В. Частота и активация Эпштейн — Барр вирусной инфекции при некоторых инфекционных болезней у детей // Врачебная практика. — 2005. — №1. — С. 46-49.
3. Блохина Е.Б. Роль латентной инфекции, вызванной вирусом Эпштейн — Барр, в развитии лимфопролиферативных заболеваний // Вопросы гепатологии, онкологии и иммунологии в педиатрии. — 2003. — Т. 2, №3. — С. 65-70.
4. Бразжикова Т., Юрлова Т. Герпетическая инфекция: профилактика и лечение // Инфекционный контроль. — 2004. — №2-3. — C. 12-13.
5. Вяльцева Ю.В. Иммунологические проявления цитомегаловирусной инфекции у ВИЧ-инфицированных детей / Мат. междунар. науч.-практич. конф., посвящен. 75-летию Донецкого гос. мед. универ. им. М. Горького. — Донецк, 2005. — С. 36-37.
6. Герпес: профилактика и эффективное лечение / А. Васильева. — СПб.: Невский проспект, 2005. — 112 с.
7. Гранитов В.М. Герпетическая инфекция. — Москва: Кальмен. Мед.книга, Н. Новгород: НГМА, 2001. — 88 с.
8. Крамарев С.А. Герпесвирусные инфекции у детей / Крамарев С.А. // Medicus Amicus. — 2003. — №4. — С. 8-9.
9. Панченко Л.А., Ходак Л.А., Кириченко И.И. Возбудители герпесвирусных инфекций и наиболее важные клинические проявления у человека // Провизор. — 1999. — 10. — С. 28-29.
10. Руденко А.О., Муравска Л.В. Герпесвiруснi iнфекцi людини-свiтова проблема // Iнфекцiйнi хвороби. — 2001. — №2. — С. 5-11.
11. Чернышова Л.И. Цитомегаловирусная инфекция // Сучаснi iнфекцiї. — 1999. — 2. — С. 52-54.
12. Ходак Л.А. Врожденная цитомегаловирусная инфекция у детей (клиника, диагностика, лiкування): Автореф. дис... д-ра. мед. наук / Ходак Л.А. — М., 2004. — 35 с.
13. Юлиш Е.И., Волосовец А.П. Врожденные и приобретенные TORCH-инфекции у детей. — Донецк: Регина, 2005. — 216 с.
14. Medical Management of HIV infection. John G. Barlett, M.D. and Joel E. Gallant, M.D., MPH, 2003. — 429 p.


Вернуться к номеру