Журнал «Здоровье ребенка» 1(1) 2006
Вернуться к номеру
Острый ринит у детей
Авторы: Е.И. Юлиш, профессор
Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького
Рубрики: Инфекционные заболевания, Педиатрия/Неонатология
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
У детей старшего возраста, наряду с инфекционными причинами поражения полости носа, наблюдается высокий показатель заболеваемости аллергическим ринитом. Причем развившееся в слизистых аллергическое воспаление не ограничивается только носовыми путями. В связи с однотипностью строения слизистых оболочек носа и бронхов на этом фоне нередко развивается гиперреактивность бронхов, формируется бронхиальная астма.
Ринит — воспаление слизистой оболочки полости носа — одно из самых частых заболеваний верхних дыхательных путей у детей и взрослых, которое может быть как самостоятельным, так и одним из проявлений или осложнений острых инфекционных заболеваний (грипп, аденовирусная инфекция, корь, дифтерия, скарлатина и т.д.). И хотя это заболевание и не считается тяжелым, тем не менее оно чревато развитием осложнений, хронизацией, оказывает существенное влияние на физическую активность детей, их развитие, успеваемость в школе. Ринит является причиной значительных финансовых затрат. Так, прямые и непрямые ежегодные расходы на лечение больных различными формами ринита в США достигают 2 млрд долларов [1].
До настоящего времени не существует общепризнанной классификации острых ринитов, вместе с тем в практике, основываясь на анализе этиологических факторов, клинических проявлений, риноскопических и морфологических данных, они подразделяются на инфекционные (специфические и неспецифические), аллергические (сезонные) и травматические [2].
Анатомо-физиологические особенности структур начальных отделов респираторного тракта детей раннего возраста, в т.ч. носоглотки — неразвитость ресничек, замкнутые полости, глубокие карманы, постоянная влажность и т.д., их функциональная незрелость, особенно местных систем защиты, определяют их легкую ранимость на фоне воздействия внешних как инфекционных, так и неинфекционных агентов, высокую частоту и интенсивность воспалительных заболеваний. Например, охлаждение — один из предрасполагающих факторов активации условно-патогенной и патогенной микрофлоры в полости носа, носоглотке и полости рта с последующим развитием инфекционного процесса — воспалением, отеком, экссудацией, нарушением проходимости носовых ходов, и последующими осложнениями — отит, синусит и т.д. Вирусы, тропные к респираторному эпителию (риновирусы, коронавирусы, вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы и др.), вызывают около 80% всех инфекционных заболеваний носа, способствуют десквамации эпителиальных клеток, изменению структуры и функции ресничек, повреждению мукоцилиарной транспортной системы, активации эндогенной микробной флоры.
Острым неспецифическим ринитом обычно начинаются острые респираторные заболевания, при которых местные проявления болезни имеют более распространенный характер, охватывая слизистую оболочку носоглотки, глотки, трахеи, бронхов и легких. К специфическим инфекционным ринитам относятся риниты, вызванные возбудителями таких инфекционных заболеваний, как дифтерия, корь, скарлатина, туберкулез, ВИЧ.
В клиническом течении острого ринита выделяют три стадии: сухую стадию раздражения, стадию серозных выделений и стадию слизисто-гнойных выделений. Стадия сухого раздражения слизистой оболочки продолжается несколько часов. Заболевание начинается остро с общего ухудшения состояния больного: повышается температура тела, появляется головная боль, отмечается ощущение жжения, щекотания и царапания в носовой полости, изменяется тембр голоса (закрытая гнусавость), понижается обоняние, постепенно нарушается носовое дыхание. В этой стадии происходит инвазия и репликация вируса в эпителии слизистых носовых ходов. Риноскопически определяется гиперемия слизистой оболочки, сужение носовых ходов, обычно при отсутствии выделений.
Вторая стадия — стадия серозных выделений. В этот период появляется обильное количество серозно-слизистого секрета за счет жидкости, пропотевающей из расширенных сосудов, и усиления функции бокаловидных клеток и слизистых желез. Это отделяемое содержит соли, аммиак, биологически активные вещества и оказывает у детей раздражающее действие на кожу преддверия носа и верхней губы, проявляющееся в виде красноты и болезненных трещин. Риноскопически определяется гиперемия слизистой оболочки, выраженный отек носовых раковин (за счет вазодилатации, отека стромы, переполнения венозной кровью пещеристых сплетений), суживающий, а иногда полностью обтурирующий просвет общего носового хода. При этом возможно полное нарушение носового дыхания. Характерно слезотечение за счет раздражения чувствительных рефлексогенных зон слизистой оболочки полости носа, чиханье. Отек слизистой оболочки полости носа приводит к нарушению дренажа придаточных пазух носа и среднего уха, что создает благоприятные условия для активизации условно-патогенной флоры и способствует развитию бактериальных осложнений.
Третья стадия — стадия слизисто-гнойных выделений. В этот период изменяется характер отделяемого из полости носа, а именно: отделяемое становится мутным, затем желтоватым и зеленоватым. Это обусловлено наличием в нем лейкоцитов, эпителиальных клеток и муцина. Риноскопически определяется уменьшение гиперемии слизистой оболочки полости носа, отека носовых раковин (особенно нижних); слизисто-гнойные выделения с каждым днем уменьшаются и исчезают полностью.
Общая продолжительность острого инфекционного ринита обычно составляет 8-14 дней, хотя по разным причинам она может варьировать. Ринит может носить абортивный характер и прекратиться через 2-3 дня, если у ребенка общий и местный иммунитет не нарушен. У ослабленных детей (часто болеющих ОРВИ) при наличии хронических очагов инфекции острый ринит чаше имеет затяжной характер — до 3-4 недель.
АР характеризуется воспалительной инфильтрацией слизистой оболочки носа различными клетками, при этом клеточный ответ включает: хемотаксис и миграцию клеток через эндотелий; секрецию цитокинов и хемокинов; активацию и дифференциацию различных клеток, в том числе эозинофилов, Т-клеток, тучных и эпителиальных клеток; увеличение длительности их жизни; высвобождение активированными клетками гистамина и других преформированных медиаторов, а также эйкозаноидов; взаимодействие с иммунной системой. Важной особенностью АР является также неспецифическая назальная гиперреактивность. Новой патогенетической концепцией АР является так называемое минимальное персистирующее воспаление, когда признаки воспаления слизистой оболочки полости носа отмечаются даже при отсутствии клинической симптоматики в период минимального контакта с причинно-значимыми аллергенами.
Кроме того, при АР могут наблюдаться и общие неспецифические симптомы, такие как слабость, недомогание, раздражительность, повышенная утомляемость, головная боль, нарушение концентрации внимания, потеря аппетита или тошнота, нарушение сна, подавленное настроение. Описано даже ослабление когнитивных функций у детей с АР в период цветения причинно-значимых аллергенов [5].
Лечение острого ринита определяется этиологией и патогенетическими изменениями воспалительного процесса и стадией его течения. Основные задачи на первой стадии лечения инфекционного ринита — предотвратить инвазию и уменьшить репликацию вирусов в эпителиальных клетках слизистых носа и активация местных систем защиты. С этой целью используются природный (человеческий) интерферон, рекомбинантные интерфероны (лаферон, виферон), индукторы интерферонов (циклоферон, неовир) и другие вирус-ингибирующие средства.
Для активизации нервнорефлекторных реакций в структурах носа при невысокой и нормальной температуре тела у ребенка используются горячие ножные ванны, горчичники на икроножные мышцы, обильное теплое питье.
Во второй стадии заболевания лечебные мероприятия направлены на уменьшение местной воспалительной реакции, восстановление проходимости носовых путей. Важно научить ребенка правильно сморкаться, чтобы отделяемое из полости носа не попадало в придаточные пазухи носа и полость среднего уха. Во-первых, сморкаться надо без усилий, во-вторых — освобождать каждую половину носа, поочередно прижимая крыло носа к перегородке.
Для устранения отека слизистой оболочки носа в педиатрической практике используют местные и системные антиконгестанты (сосудосуживающие препараты). Механизм действия препаратов заключается в активации a-адренорецепторов сосудов слизистой оболочки носа, что способствует уменьшению гиперемии и отека слизистой оболочки, снижению уровня начальной секреции, улучшению дренажа параназальных синусов. При этом давление в них нормализуется, улучшаются носовое дыхание, аэрация среднего уха, уменьшается проявление заложенности носа. Следует отметить, что в последние годы при остром рините у детей не рекомендуется применять сосудосуживаюшие препараты короткого действия: эфедрин, нафазолин и тетризолин. Это связано с тем, что после частого применения сосудосуживающих препаратов короткого действия наблюдается так называемый возвратный отек слизистой оболочки носа. Предпочтение отдается сосудосуживающим препаратам более длительного действия: оксиметазолин, ксилометазолин (називин, назол), что позволяет снизить кратность назначения.
Кратковременное применение местных назальных декогнестантов — a-адреномиметиков — обычно не оказывает каких-либо серьезных отрицательных побочных эффектов. Однако в некоторых случаях при длительном и бесконтрольном их применении возможно развитие синдрома «рикошета» — ответное набухание слизистой оболочки носа, так называемый «медикаментозный ринит» [6].
В последнее время получают широкое распространение комплексные препараты для энтерального применения, в состав которых, наряду с системными декогнестантами, включены ингредиенты, воздействующие на различные патологические звенья заболевания. В их состав в качестве a-адреномиметика, обладающего особо мягким вазоконстрикторным эффектом, средней продолжительностью действия и не провоцирующего синдром «рикошета», включен фенилэфрин. Фенилэфрин сейчас рассматривается как безопасный деконгестант для приема внутрь. По фармакологическим свойствам он является селективным альфа-1-адреномиметиком и в предлагаемых дозах практически не повышает артериальное давление, и не имеет центрального стимулирующего эффекта. В настоящее время среди системных деконгестантов фенилэфрин является наиболее безопасным средством, поэтому разрешен к безрецептурному отпуску в составе комбинированных средств от простуды. Его мягкое, бережное воздействие на слизистые носа при хорошем терапевтическом эффекте делают их предпочтительными при использовании в детской практике.
К антиконгестантам, в состав которых включен фенилэфрин, относится и широко применяющийся в детской практике препарат для системного использования фирмы «Мили Хелскере Лимитед» (Великобритания) Мили Носик. Уменьшение секреции и отека слизистой оболочки носоглотки при использовании препарата Мили Носик способствует не только предупреждению осложнений — отитов, евстахиита, синуситов, но и, что также немаловажно, улучшению самочувствия ребенка, нормализации сна и аппетита. Включение в состав Мили Носик хлорфенамина малеата — блокатора Н1-рецепторов, определяет еще одно свойство препарата — антигистаминное, что позволяет расширить спектр показаний к его назначению не только при инфекционных ринитах, но и при аллергических. Причем, учитывая комбинированное воздействие препарата, возможно его использование при АР как в виде монотерапии, так и в сочетании с топическими кортикостероидами — беклометазон дипропионатом, триамсинолон ацетонидом, флунизолидом, будесонидом. Дозировка и режим использования препарата Мили Носик детям в возрасте 1-3 лет — по 0,5 мл, 3-6 лет — по 1 мл, 6-12 лет — по 1,5 мл, старше 12 лет и взрослым — по 1,5-2 мл 3 раза в сутки. Максимальная продолжительность лечения — 4-5 дней.
В третьей стадии — стадии слизисто-гнойных выделений, когда ведущую роль в патогенезе играют микробные и вирусо-микробные ассоциации, — на первый план выходят противоинфекционные и антибактериальные средства, преимущественно для местного введения [7], — антибактериальная мазь муперацин, назальный спрей фрамецитин, промывание полостей носа теплыми растворами антисептиков (миромистин, диоксидин, декаметоксин).
С целью улучшения реологических свойств секрета носовых полостей во второй и третьей стадии ринита используются паровые ингаляции и промывания растворами с добавлением муколитических средств — ацетилцистеин, карбоцистеин, L-цистеин, имозимаза, месна, гвайфенезин. Для размягчения и разжижения секрета, улучшения его реологических свойств местно применяются солевые растворы — салин, аквамарис, физиологический раствор. Необходимо отметить, что на ранних этапах заболевания эти препараты применять не следует.
Арсенал фармакологических средств, использующихся сегодня в лечении ринитов у детей, огромен. Правильный выбор терапии должен быть обусловлен причиной заболевания, характером его течения, стадией патологического процесса, ведущими синдромами и, что очень важно, минимизацией отрицательных побочных действий препаратов.
1. Коровина Н.А., Заплатникова А.Л. Острые респираторно-вирусные инфекции в амбулаторной практике врача-педиатра: Пособие для врачей. — М., 2004.
2. Пискунов Г.З., Пискунов С.З. Клиническая ринология. — М., 2002. — 187 с.
3. Druce H.M. Seasonal allergic rhinitis and cognitive function // Ann Allergy Asthma Immunol. — 2000; 84 (April): 371-3.
4. Гущин И.С., Ильина И.И., Польнер С.А. Аллергический ринит: Пособие для врачей. — М., 2002. — 72 с.
5. Skoner DP. Complications of allergic rhinitis // J Allergy Clin Immunol. — 2000; 105: S. 605-609.
6. Muether P.S., Gwaltney J.M. Variant effect of first- and second-generation antihistamines as clues to their mechanism of action on the sneeze reflex in the common cold // Clinical Infectious Diseases — 2001; 33: 1483-8.
7. Хамзалиева Р.Б., Туровский А.Б. Лечение острого ринита // РМЖ. — 2005. — Т. 13, №21. — С. 1406-1409.