Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Неврология (339) 2010 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Эссенциальный тремор

Авторы: Т.С. Мищенко, В.Н. Мищенко, ГУ «Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины», г. Харьков

Версия для печати

Эссенциальный тремор (ЭТ) обо­значают по-разному — доброкачественный, врожденный, наследственный, семейный, идиопатический. Это самое частое экстрапирамидное заболевание, основным проявлением которого является постурально-кинетический тремор. Хотя ЭТ считается доброкачественной болезнью, он нередко служит причиной значительной социальной и функциональной дезадаптации больных.

Эпидемиология

Распространенность ЭТ составляет примерно 300–415 на 100 000 населения. В течение жизни ЭТ развивается у 4–6 % людей. Среди лиц старше 40 лет ЭТ встречается в 0,5–5,5 % случаев. Мужчины и женщины болеют одинаково часто. Заболевание обычно дебютирует в среднем возрасте, хотя известны случаи начала как в раннем детском, так и в старческом возрасте. Положительный семейный анамнез выявляется более чем в 60 % случаев.

Этиология и патогенез. ЭТ — генетически детерминированное заболевание, которое передается по аутосомно-доминантному типу, однако, пока не установлен генетический дефект, аутосомно-рецессивные случаи могут по­просту оставаться незамеченными. Возможно наличие спорадических случаев, которые могут быть результатом новой мутации или являться фенокопиями. ЭТ характеризуется генетической и фенотипической неоднородностью. Морфологические изменения в мозге в большинстве случаев отсутствуют.

Клиника

Несмотря на длительный период изучения болезни, ее этиология и патогенез не выявлены. Предполагают 2 основных механизма формирования тремора: наличие центральных и периферических осцилляций. Центральные осцилляции возникают в системе, которая объединяет глубинные ядра мозжечка (зубчатое, шаровидное и др.), часть красного ядра и нижние оливы. Причинами возникновения осцилляций могут быть формирование патологических межнейрональных связей, ослабление тормозных ГАМКергических церебелло-оливарных влияний и другие факторы.

Периферическая осцилляция продуцируется периферическими чувствительными окончаниями, которые рефлекторно индуцируют двигательные модуляции. Пирамидный тракт выступает в роли связующего элемента центральной и периферической систем.

Основным проявлением наслед­ственного ЭТ является двусторонний, симметричный постурально-кинетический тремор рук, которому иногда сопутствует также интенционный тремор в руках, реже — тремор покоя. В редких случаях в дебюте ЭТ может быть асимметричным. Некоторая степень асимметрии может сохраняться и в по­следующем. Первоначально дрожание появляется периодически, при волнении или переутомлении, но со временем становится постоянным, прогрессирует в течение всей жизни. Частота тремора составляет от 4 до 12 Гц (чаще 8–10 Гц). С возрастом частота тремора может несколько уменьшаться, а амплитуда — увеличиваться. Если же отмечается нарастание дрожания, то больные испытывают трудности в приеме пищи, письме, одевании, игре на музыкальных инструментах. В 15–20 % случаев ЭТ приводит к тяжелой инвалидизации. Дрожание в наибольшей степени заметно в дистальных отделах рук, особенно при их вытягивании вперед, при выполнении пальценосовой пробы, при поднесении ложки ко рту. Наряду с дрожанием рук может наблюдаться тремор головы (по типу «да-да» или «нет-нет»), голоса и подбородка; иногда эти виды тремора встречаются изолированно. Из-за тремора языка, мягкого неба, голосовых складок может возникать дизартрия. Под влиянием стресса, переутомления, повышенной температуры тела, приеме психостимуляторов выраженность тремора может усиливаться. Уменьшается дрожание или исчезает полностью во сне, после приема алкоголя. Нередко у больного с клинической картиной ЭТ имеются другие легкие экстрапирамидные нарушения в виде гипомимии, ахейрокинеза, дистонической позы и т.п. или мозжечковые симптомы. Сенильный тремор рассматривается как спорадический вариант ЭТ с поздним дебютом. Хотя ЭТ считается доброкачественной болезнью, он нередко является причиной значительной социальной и функциональной дезадаптации больных.

Эссенциальный тремор часто сочетается с паркинсонизмом или с дистонией. Почти у половины больных ЭТ имеется феномен «зубчатого колеса». У части больных наряду с тремором могут обнаруживаться симптомы фокальной дистонии в виде спастической кривошеи, блефароспазма, оромандибулярной дистонии. У 3–20 % больных с ЭТ отмечается акинетико-ригидный синдром, а 5 % имеют семейный анамнез паркинсонизма. Нередко у больных наблюдаются легкие или умеренные когнитивные нарушения.

К особым вариантам ЭТ относят: первичный ортостатический тремор, изолированный тремор голосовых связок, языка, подбородка, первичный писчий спазм.

Диагностика

Основным методом диагностики заболевания являются клинические данные.

Дифференциальная диагностика проводится с болезнью Паркинсона, гепатолентикулярной дегенерацией и др. Тремор, напоминающий эссенциальный, может наблюдаться при заболеваниях щитовидной железы, полинейропатиях.

Лечение

В настоящее время не существует радикальных методов лечения этого заболевания. Лечение является симптоматическим и направлено на уменьшение выраженности дрожания. На ранних стадиях заболевания медикаментозное лечение обычно не назначают. Необходимо успокоить больного и объяснить, что его заболевание — не болезнь Паркинсона. Когда тремор уже нарушает функцию рук, затрудняя профессиональную или трудовую деятельность, назначают медикаментозное лечение. Препаратами первого ряда в лечении ЭТ являются β-адреноблокаторы — пропранолол (анаприлин, обзидан) и антиконвульсант примидон (гексамидин). Пропранолол уменьшает ЭТ в руках, сокращая его амплитуду, но не влияет на частоту, однако в меньшей степени влияет на ЭТ головы и голоса. Клинический эффект препарата неодинаков у разных больных, почти у половины пациентов состояние улучшается. Оптимальная доза — 120–320 мг/сут; доза выше 320 мг/сут не приводит к дальнейшему улучшению. Начальная доза пропранолола составляет 60 мг/сут. При хорошей переносимости ее можно увеличить до максимальной. Однократный прием 120 мг пропранолола облегчает тремор через 1 ч; эффект сохраняется на протяжении 5–6 ч. Многие больные предпочитают пролонгированные формы β-блокаторов, действия которых хватает на все время бодрствования.

Пропранолол, как правило, хорошо переносится. Относительными противопоказаниями к его назначению являются сердечная недостаточность (особенно в стадии декомпенсации), атриовентрикулярная блокада II или III степени, бронхиальная астма или бронхоастматические состояния, сахарный диабет. Среди побочных эффектов пропранолола могут быть брадикардия, утомляемость, тошнота и рвота, диарея, сыпь, импотенция, депрессия. Есть данные о том, что к пропранололу может развиться толерантность, это приводит к необходимости увеличения дозы лекарства. Другие β-адреноблокаторы столь же эффективны, как пропранолол, поэтому у больных с бронхоастматическими явлениями можно использовать селективные β-блокаторы в небольших дозах.

Другое средство для лечения ЭТ — противосудорожный препарат примидон (гексамидин). Обычно его назначают, если β-блокаторы неэффективны или противопоказаны. У пожилых людей, которые часто плохо переносят β-блокаторы, гексамидин является препаратом первого выбора. Он может быть эффективен как в малых дозах — 50–250 мг/сут, так и в больших — 750–1000 мг/сут. Начальная доза должна быть небольшой — 12,5–25 мг/сут, а затем ее следует постепенно увеличивать до достижения эффекта. Всю суточную дозу можно принимать однократно на ночь. Между степенью лечебного эффекта и концентрацией препарата в крови корреляции не обнаружено. Противодрожательное действие примидона проявляется уже при первом приеме. Побочные явления наблюдаются у 25 % больных и представлены тошнотой, рвотой, катаральными симптомами и атаксией. Хороший эффект терапии ЭТ сохраняется в течение длительного времени, но затем снижается, что требует увеличения дозы лекарства или присоединения другого препарата. В случае неэффективности примидона его прием прекращают, но если он вызывает хотя бы небольшое уменьшение тремора, то его прием можно продолжать, добавив при этом пропранолол. Что касается других антиконвульсантов (топирамата, габапептина), то их применение патогенетически обусловлено. Однако нет данных доказательной медицины об их эффективности в лечении больных с ЭТ. При выраженном интенционном треморе, а также дрожании головы и туловища показан клоназепам (0,5– 6 мг/сут). Последний можно комбинировать как с β-блокатором, так и с примидоном. Также могут быть эффективны фенобарбитал, примидон и вальпроаты. Применявшиеся ранее бензодиазепины можно назначать только тем лицам, у которых дрожание значительно увеличивается при эмоциональных переживаниях. Имеются единичные примеры эффективности при ЭТ других препаратов, в число которых входят метазоламид, габапентин, теофиллин, нимодипин, клозапин.

При грубом, не поддающемся лечению указанными выше препаратами треморе головы, голосовых связок, рук бывают эффективными инъекции ботулотоксина А. Введение препарата в мыщцы, вовлеченные в гиперкинез, приводит к уменьшению дрожания. Для поддержания эффекта необходимы повторные инъекции через 3–6 мес.

В наиболее тяжелых случаях, резистентных к фармакологическому лечению, прибегают к нейрохирургическому лечению.

Прием алкоголя у большинства больных ЭТ вызывает временное (на 45–60 мин) значительное уменьшение дрожания. Но со временем для уменьшения тремора больному требуются все большие дозы алкоголя. После прекращения действия алкоголя наблюдается феномен отдачи — тремор становится более интенсивным, чем до приема алкоголя. Лица с ЭТ составляют потенциальную группу риска для развития хронического алкоголизма, поэтому не следует рекомендовать больным постоянно принимать алкоголь.



Вернуться к номеру