Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 9(325) 2010

Вернуться к номеру

Альгинат Гавискон форте в лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни

Авторы: М. Бутов, д.м.н., профессор, Е. Масленникова, П. Кузнецов, к.м.н. Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова

Версия для печати


Резюме

Кислотозависимые заболевания составляют значительную долю болезней органов пищеварения, точная диагностика и эффективная терапия которых определяют течение и исход заболевания, а также затраты, связанные с болезнью, потерей трудоспособности, ухудшением качества жизни [2].
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) — одно из наиболее распространенных гастроэнтерологических заболеваний. Во всем мире отмечается снижение частоты язвенной болезни и, наоборот, увеличение числа больных, страдающих ГЭРБ. Анализ результатов эндоскопических исследований, проведенных за последние 20 лет, показал, что относительная частота выявления язв желудка и двенадцатиперстной кишки уменьшилась с 15,9 до 4,6 % и с 39,1 до 9,3 % соответственно, а частота выявления эрозивной формы ГЭРБ, напротив, возросла с 3,1 до 16 % [7].

По данным изучения в развитых странах Европы и Северной Америки частоты и интенсивности изжоги в той или иной популяции, симптомы ГЭРБ испытывает большой процент населения, а заболеваемость неуклонно возрастает. Отмечено, что частота этой патологии ниже в развивающихся странах Африки и Азии [9–11].

Заболевание в равной степени часто регистрируется у мужчин и женщин, хотя тяжелые формы эзофагита и случаи пищевода Баррета чаще встречаются у мужчин [6].

Нами в рамках многоцентрового исследования «Эпидемиология гастро­эзофагеальной рефлюксной болезни в России» (исследование МЭГРЕ), проводимого под эгидой Научного общества гастроэнтерологов России совместно с ЦНИИ гастроэнтерологии Минздрава (Москва), в Рязани в 2006–2007 гг. осуществлен анкетный опрос 1299 жителей города в возрасте от 18 до 74 лет (617 мужчин и 682 женщины, 47,5 и 52,5 % соответственно, средний возраст — 44,3 ± 17,1 года), отобранных случайным образом. Затем лица с признаками ГЭРБ проходили обследование и лечение на базе Городского гастроэнтерологического центра.

Основное место в лечении ГЭРБ в настоящее время отводится применению ингибиторов протонной помпы [1, 3].

Наряду с этим на этапе лечения больных ГЭРБ нам представилось целесо­образным изучить возможности альгината Гавискон форте. Данный препарат образует в желудке гель, который, обволакивая слизистую оболочку пищевода, предохраняет ее от дальнейшего воздействия желудочной среды. Создаваемый препаратом барьер-«плот» предупреждает заброс содержимого желудка в пищевод, обеспечивая предпосылки для поддержания интрапищеводного рН > 4, и способствует значительному ослаблению диспептических и болевых ощущений [4].

В исследование были включены 34 человека в возрасте от 18 лет. У всех учитывали жалобы, анамнез, физикальные данные, проводили клинические, лабораторные и инструментальные исследования, общеклиническое обследование, эзофагогастродуоденоскопию (ЭГДС) до начала лечения и на 14-й день, суточное мониторирование интрапищеводного и интрагастрального рН в 1-й день приема Гавискона форте с помощью компьютерного прибора «Гастроскан-ГЭМ» («Исток-система», Фрязино).

Целью исследования было оценить эффективность и переносимость препарата Гавискон форте в лечении больных ГЭРБ.

Критериями включения в исследование являлись клинические симптомы ГЭРБ, наличие эндоскопических признаков ГЭРБ, информированное добровольное согласие больного на участие в исследовании. В исследование не включали лиц с обострением язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, онкологическими заболеваниями пищевода и желудка, состоянием после оперативных вмешательств на органах брюшной полости, терминальной стадией любого заболевания, лиц, принимавших антисекреторные препараты и прокинетики в течение предшествовавшей исследованию недели.

Изжогу — ведущий симптом ГЭРБ — отметили 620 (47,7 %) респондентов, в том числе 287 (22,1 %) мужчин и 333 (25,6 %) женщины. С частотой «реже, чем раз в месяц» изжога отмечалась у 22 % обследованных, «раз в месяц» — у 6,9 %, «несколько раз в месяц» — у 10,3 %, «раз в неделю» — у 2,5 %, «несколько раз в неделю» — у 4,2 %, «каждый день» — у 1,8 %.

Изжога и/или регургитация «реже, чем раз в месяц» в течение последнего года выявлены у 767 (59 %) респондентов, из них у 352 (27,1 %) мужчин и 415 (31,9 %) женщин. Наличие изжоги и/или регургитации 1 раз в неделю и чаще в течение последних 12 месяцев расценивалось как проявление ГЭРБ [8, 9] и выявлено у 170 (13 %) респондентов, из них у 72 (5,6 %) мужчин и 96 (7,4 %) женщин.

Из 767 (59 %) респондентов, отмечавших изжогу и/или регургитацию «реже, чем раз в месяц» за прошедший год, 351 не употреблял лекарственные препараты. Однако большая часть респондентов принимала фармакологические средства различных групп для купирования изжоги или регургитации, чаще — антациды и питьевую соду, препараты, не влияющие на секрецию, в то время как антисекреторные препараты применяли очень редко (13,3 % респондентов) (рис. 1).

У всех пациентов имелась эндоскопически позитивная форма ГЭРБ (I–II степени по классификации Savary — Miller) [5]. Больные, проходившие лечение, были разделены на 2 группы: 1-я (17 человек) получала стандартную терапию (омепразол — 40 мг/сут, прокинетик, антацид); 2-я (17 человек) наряду со стандартной терапией принимала альгинат Гавискон форте по 10 мл 3 раза в день через 40 мин после еды и на ночь. Средний возраст больных обеих групп достоверно не различался — 39,9 ± 17,3 и 38,4 ± 15,2 года соответственно. Длительность заболевания составила не менее 1 года. Оценка субъективных симптомов проводилась по шкале Лайкерта (Likert) до лечения и спустя 14 дней после приема препаратов. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью набора программ Statistica 6.0 и Microsoft Excel на персональном компьютере.

У пациентов 1-й группы изжога купировалась ко 2–3-му дню лечения, у всех пациентов 2-й группы — уже к концу 1-х суток (р < 0,05). Все пациенты, принимавшие Гавискон форте, отметили хорошие органолептические свойства препарата, поэтому отмены препарата из-за плохой переносимости или появления побочных эффектов не потребовалось. Результаты оценки действия препарата по шкале Лайкерта представлены в табл. 1.

Весьма наглядными оказались результаты оценки суточной рН-метрии. Так, по данным суточной рН-метрии, среднее количество гастроэзофагеальных рефлюксов до приема Гавискона форте во 2-й группе составляло 8,60 ± 2,52 в час. На фоне приема Гавискона форте оно снизилось на 36,0 ± 2,3 % (до 5,50 ± 1,95 в час), т.е. Гавискон достоверно уменьшал этот показатель (рис. 2).

По данным контрольной ЭГДС, эндоскопические изменения слизистой оболочки пищевода после окончания лечения полностью устранились у 15 (88 %) из 17 больных 1-й группы и у 17 (100 %) больных 2-й группы, получавших дополнительно к базовой терапии препарат Гавискон форте.

Таким образом, Гавискон форте при лечении больных ГЭРБ показал хорошую субъективную переносимость и клиническую эффективность, что проявлялось быстрым устранением жалоб и эффективным блокированием гастро­эзофагеальных кислых рефлюксов. Гавискон форте благоприятствовал полному купированию эндоскопических симптомов заболевания, чего не наблюдалось в контрольной группе. В связи с благоприятным терапевтическим эффектом в лечении больных ГЭРБ Гавискон введен в стандарты «Диагностика и терапия кислотозависимых заболеваний, в том числе и ассоциированных с Helicobacter pylori» (Третье московское соглашение, 04.02.05, с дополнениями, принятыми 06.03.08 на VIII съезде Научного общества гастроэнтерологов России).

Впервые опубликовано в журнале «Врач», 2009, № 5, с. 73-75 


Список литературы

1. Ивашкин В.Т., Трухманов А.С. Болезни пищевода. Патологическая физиология, клиника, диагностика, лечение. — М.: Триада-Х, 2000. — 180 с.

2. Липатова Т.Е., Осадчук М.А. Иммунологические аспекты формирования гастро­эзофагеальной рефлюксной болезни и пищевода Барретта // Эксперим. и клинич. гастроэнтерология. — 2006. — 2. — С. 36-40.

3. Маев И.В., Трухманов А.С., Кучерявый Ю.А. Фармакоэкономика кислотозависимых заболеваний // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол., колопроктол. — 2006. — 21(3). — С. 68-76.

4. Успенский Ю.П., Пахомова И.Г., Ткаченко Е.И. Первый в России опыт использования Гевискона в лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни // Рос. мед. журн. — 2007. — 15(22). — С. 1639-1643.

5. Циммерман Я.С. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: состояние проблемы и дискуссионные вопросы // Эксперим. и клинич. гастроэнтерология. — 2004. — 2. — С. 70-78.

6. Циммерман Я.С., Вологжанина Л.Г. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: патогенез, клиника, диагностика и лечение // Клин. мед. — 2005. — 9. — С. 16-24.

7. Assimakopoulos S.F. et al. Changes in the prevalence of upper gastrointestinal tract diseases in patient reffered for endoscopy during last fifteen years // 15 UEGW. Abstracts // Gut. — 2007. — 56(3). — 202.

8. Dent J., Brun J., Fendric A.M. An evidence-based appraisal of reflux disease management — the Genval Workshop Report // Gut. — 1999. — 44(2). — 1-16.

9. Locke G.R. et al. A new questionare for gastroesophageal reflux disease // Mayo Clin. Proc. — 1994. — 69. — 539-547.

10. Shabeen N., Ransohoff D.F. Gastroesophageal reflux, barrett esophagus, and esophageal cancer: scientific review // JAMA. — 2002. — 287(15). — 1972-1981.

11. Sonenberg A., El-Serag H.B. Clinical epidemiology and natural history of gastroesophageal reflux disease // Yale J. Biol. Med. — 1999. — 72(2–3). — 81-92.


Вернуться к номеру