Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 8(321) 2010

Вернуться к номеру

Могучая сила музыки и ее влияние на человека

Авторы: А.Ф. Яковцева, д.м.н., профессор, И.В. Сорокина, д.м.н., профессор, Н.В. Гольева, д.м.н., профессор, Харьковский национальный медицинский университет; И.И. Яковцева, д.м.н., профессор, Харьковская медицинская академия последипломного образования

Версия для печати

Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Она находится на высшей ступени эстетических ценностей, которые по своему чувственному выражению близки естественному восприятию человека.

Из всех видов искусства именно музыка имеет наиболее широкое и наиболее давнее применение в медицине. И это не случайно. «Искусство, наиболее близкое человеку, — музыка. С колыбели человечества и до тех пор, пока оно будет существовать, будет существовать и музыка», — писал А.В. Луначарский. Добавим к этому, что по силе своего воздействия музыка, пожалуй, самое могучее среди всех искусств.

В романе Ж. Верна «Плавучий остров» рассказывается о фантастическом городе-острове, на котором музыка используется как основное средство сохранения и укрепления здоровья. С этой целью ее определенными дозами транслируют по телефону в жилые дома. Объясняя секрет оздоровляющего действия музыки, автор пишет, что она стимулирует нервные центры, от тональности и силы звуков зависят сердечный ритм и работа органов дыхания, а также питание тканей организма. Когда один из героев романа, случайно попавший на остров в составе квартета музыкантов, спрашивает, зачем его и товарищей привезли сюда, он слышит в ответ: «Потому что струнные инструменты оказывают наиболее сильное воздействие».

Музыка обладает таинственной властью над многими представителями животного мира. Древние мифы рассказывают о том, как чувствительны к нежным звукам музыки дельфины. Это миф об Арионе, вдохновивший А.С. Пушкина на создание одноименного стихотворения.

По утверждению Галена, Асклепий — древнегреческий бог врачевания — первым предложил использование музыки с лечебной целью, для успокоения больных безумием.

В папирусах, составленных жрецами Древнего Египта, содержатся упоминания о том, что музыка способна сильно влиять на организм человека. В III веке до н.э. в Парфянском царстве был построен музыкально-медицинский театр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей и других болезней. В XIV веке в Италии с помощью музыки, темп которой возрастал с каждой минутой, лечили от ядовитых укусов тарантула.

Много любопытных примеров использования музыки в лечебном процессе примитивными племенами содержит изданная в Лондоне в 1893 г. книга Веллашека «Первобытная музыка». Автор рассказывает, что у одного из племен Восточной Африки было принято, чтобы доктор приходил к больному с маленьким колокольчиком в руке, в который он время от времени мелодично звонил. Свой разговор с пациентом врач начинал напевным тоном, и больной тоже должен был петь ему в ответ, так что возникал свое­образный дуэт. В Австралии автор видел в селении аборигенов врача, который использовал при лечении пациентов целую связку всевозможных свирелей. У племен тогдашней Британской Колумбии было принято, чтобы доктор пел, навещая больного. На острове Борнео, по свидетельству того же автора, туземцы исполняли специальные речитативы и песни, чтобы вернуть здоровье своему соплеменнику, пораженному недугом. Правда, подобные терапевтические действия часто являются скорее ритуалами и больше основаны на религиозных поверьях, чем на анализе практических наблюдений.

В литературных источниках древности мы находим немало примеров целенаправленного влияния музыки на психическое состояние людей. Плутарх рассказывает, что приступы бешеного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире. Могучий Ахилл, по словам Гомера, пытался, играя на лире, охладить свой «знаменитый» гнев, с которого начинается действие в «Илиаде».

Бытовало мнение, что музыка спасает от неминуемой гибели при укусах ядовитых змей и скорпионов. Как противоядие в этих случаях музыку широко рекомендовал один из известнейших врачей Древнего Рима Гален. Ниркус, спутник Александра Македонского в его походах, побывав в Индии, рассказывал, что в этой стране, изобилующей ядовитыми змеями, пение считают единственным средством от их укусов. Чем же объяснить чудодейственное воздействие музыки? Исследования нашего времени показали, что музыка в таких случаях выступает не как противоядие, а как средство устранения психической травмы, она помогает пострадавшему подавить чувство ужаса. Это всего лишь один из примеров, когда здоровье и даже жизнь человека во многом зависят от его душевного состояния. Но и этот отдельный пример позволяет судить о том, насколько велика роль нервной системы в организме. Ее необходимо учитывать при объяснении механизма воздействия средств искусства на здоровье людей.

Возможно, именно поэтому в XVIII–XIX вв. редкая лечебница для нервнобольных обходилась без штатного музыканта. Первоначально музыка в психиатрических больницах служила исключительно средством отвлечения от мыслей о болезни, успокоения и просто развлечения больных. Французский доктор Эскироль в своем труде «О психических болезнях» писал, что музыка хотя и не способна полностью излечивать психические недуги, однако оказывает выраженное успокаивающее воздействие на «буйных» душевнобольных и помогает в период выздоровления успешнее и быстрее закрепить благотворные результаты лечения.

Уже в то время к помощи музыки прибегали не только при психических недугах, но и при физическом недомогании. Например, французский врач Жозеф Рекамье (конец XVIII — начало XIX в.), зная, что люди с больным желудком обычно нервны, предписал одной из своих пациенток несколько необычное средство: «Желудок любит ритм, мадам герцогиня, принимайте еду под звук барабана».

Еще в самом начале XIX в. в Париже была издана книга врача из Монтпелье Ж.-Л. Роже. В ней собрано значительное количество всевозможных свидетельств могучей силы музыки. Говоря о ее власти над животными, он рассказывает, что мелодии флейты и дудки способны ослаблять ярость волков, и при этом ссылается на Пифагора, который якобы сам укрощал волков, играя на флейте. Автор пишет, что звуки гитары зачаровывают лебедей, а звон колокольчиков и песня помогают ободрять верблюдов в утомительном и долгом пути. Эти наблюдения любопытны, хотя и не всегда достаточно достоверны.

В работах русских врачей XVIII–XIX вв. С.Г. Зыбелина, М.Я. Мудрова, В.А. Манассеина, А.Я. Кожевникова и многих других встречаются рекомендации по использованию музыки для лечения психических расстройств и других заболеваний. М.Я. Мудров относил музыку к числу душевных лекарств, которыми можно врачевать тело. О том, как важно для врача воздействовать на психическое состояние пациента, Мудров писал: «Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метание и которая самые болезни тогда покоряет воле больного».

В Петербурге незадолго до Первой мировой войны учеными Психоневрологического института была учреждена специальная комиссия для изучения влияния музыки на живой организм и человека. В мае 1914 г. академик В.М. Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства». В нем он сосредоточил внимание на использовании музыки в целях укрепления здоровья. Бехтерев убедительно показал, насколько необходимо приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте для нормального, здорового развития детского организма.

Великому русскому невропатологу, психиатру и психологу В.М. Бехтереву принадлежит много ценнейших методических советов по использованию музыки в лечебно-профилактических целях. Так, он рекомендовал, чтобы вывести человека из того или иного настроения, сначала дать ему прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении.

Другое дело — сознательный подход. Музыка известного композитора Рушеля Блаво — ведущего специалиста в области целительства и музыкотерапии — создается специально для лечебного воздействия на организм человека.

Процесс создания музыки здоровья требует многих знаний и умений. Блаво записывает свои композиции, используя в том числе и звуки живой природы. Им уже создано восемь магнитоальбомов и два компакт-диска, изданных в Германии для индивидуального прослушивания. Последняя работа Рушеля была создана в Австралии. А в недалеком будущем он вместе со своими учениками собирается на Филиппины, чтобы вдохнуть в свои новые композиции особую атмосферу этих удивительных мест. Уже сегодня у Рушеля Блаво более 20 тысяч последователей. Но их будет больше.

Не подлежит сомнению сила воздействия музыки на эмоциональное состояние человека. С давних времен она использовалась и в лечебных целях. Появление новейших технологий дало толчок к изучению влияния музыки на различные системы организма, к активной разработке музыкотерапевтических методов.

Недавно энтузиасты и профессионалы, в основном медики и музыканты, собрались в Российской академии музыки им. Гнесиных на I Международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке».

Президент Международной академии интегративной медицины доктор медицинских наук, профессор Сергей Шушарджан утверждает, что музыкотерапия сейчас активно разрабатывается во всем мире. Только в США трудятся около 3500 профессиональных музыкальных терапевтов. Академическая подготовка таких специалистов впервые была начата в университете штата Мичиган, а затем распространилась более чем в 70 колледжей и университетов по всей стране. В целом мире более 100 учебных заведений предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора либо сертификаты и дипломы. Более чем в 20 странах есть профессиональные ассоциации музыкальной терапии, число их членов растет.

Российские ученые также внесли лепту в изучение различных аспектов воздействия музыки на живые системы различного уровня, разработку новых методов, технологий и подходов. В настоящее время учеными-медиками России подготовлены Госстандарт по специальности «музыкальный терапевт», курс первичного пятилетнего обучения, курсы специализации для лиц с неполным высшим музыкальным образованием (три года), для лиц с высшим медицинским и высшим музыкальным образованием (два года).

Врач-музыкотерапевт должен обладать навыками игры на каком-то музыкальном инструменте, знать историю музыкального и вокального искусства, владеть методами рецептивной музыкотерапии, музыкорефлексотерапии и т.д.

Кстати, сам С. Шушарджан — прекрасный вокалист, выступавший на самых престижных музыкальных сценах.

В работе конгресса принимали участие известные музыкотерапевты из Италии и Великобритании. А чего стоит только перечисление присланных в адрес форума работ — о кантелетерапии из Республики Карелия, о влиянии традиционной яванской музыки на новорожденных в Индонезии!

Конечно, несколько необычно было наблюдать чередование профессиональных научных медицинских сообщений и консерваторских лекций, сопровождаемых авторами исполнением отрывков музыкальных произведений. Не обошлось и без вольных эпитетов в адрес великих композиторов («Моцарт — истерик» и т.п.), воздействия их произведений на слушающего пациента. «Как нам быть с Бахом?» — прозвучал в акустически совершенном пространстве вопрос одного из участников.

Очень интересную и длительную дискуссию вызвал оказавшийся для многих сенсацией доклад директора Сомнологического центра Министерства здравоохранения Российской Федерации профессора Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Якова Левина, посвященный программе «Музыка мозга». Вместе с коллегами-неврологами и программистами ученый создал очень эффективный и оригинальный метод лечения бессонницы, депрессии, тревожных состояний и т.д.

Уникальными представляются работы Сергея и Рубена Шушарджанов по влиянию акустических сигналов на реактивность клеточных систем. Выявлено, что музыкально-вокальное воздействие существенно стимулирует синтез ДНК. Этот феномен получил название специфического акустико-биорезонансного эффекта.

Другое экспериментальное направление привело к не менее сенсационным результатам. Воздействие музыки, особенно духовной и классической, на стафилококки вызвало снижение роста и активности их жизнедеятельности в среднем на 12 %. С культурой Е.coli этот же показатель возрастал до 40 %!

Эти примеры наглядно демонстрируют как перспективность исследований, так и все возрастающую роль музыкотерапии в практике восстановительной медицины, которая, по словам директора Российского научного центра восстановительной медицины МЗ РФ члена-корреспондента РАМН Александра Разумова, способна стать базисной для развития отечественного здравоохранения в XXI веке.

Вспомним: еще в Ветхом Завете описано, как Давид избавил Саула от депрессии игрой на струнном инструменте. И в трудах Аристотеля упоминается о влиянии музыки на здоровье человека. А в китайской древней медицине даже подбирали инструмент под каждый орган. Скорее всего, и любой из нас не раз ощущал чисто физиологическое восприятие виртуозного исполнения — что-то сжимается в груди, возникает эмоциональный подъем.

Турецкий врач Герхард Кадир Тучек на XXXVIII Международном конгрессе по истории медицины выступил с докладом, в котором рассказал о возможностях традиционной турецкой музыки в нейрореабилитации. У постели больных в вегетативном статусе исполняли традиционную турецкую музыку с целью пробудить у них коммуникативные способности. До, во время и после исполнения музыки проводилась запись электроэнцефалограммы. Почему звучала традиционная турецкая музыка, а не, скажем, Моцарт? Потому, ответил докладчик, что турецкая народная музыка является бесконфликтной.

О музыкальной терапии рассказывает композитор Елена Дединская, автор заставок к телепередачам «Угадай мелодию», «Я сама», «Катастрофы недели» и — «по совместительству» — четырех дисков, вошедших в уникальную программу по восстановлению психосоматики человека с помощью музыки.

— Восемь лет назад, когда я стала заниматься музыкальной терапией, все только пальцем у виска крутили! — улыбается Елена Павловна. — Сейчас уже воспринимают всерьез. А еще лет через восемь в каждой поликлинике будет кабинет врача-музыкотерапевта!

— А зачем? Неужели мало таблеток, рентгена и хирургов в крайнем случае?

— Музыка ведь действует даже на структуры мозга, которые отвечают за интуицию, взаимодействие с окружающим миром. Туда никакие таблетки не «дойдут». Лечение музыкой подчас более эффективно, чем лекарствами, на которые у многих аллергия.

Музыка действует на человека в целом, а не на отдельные болячки, как таблетки. Всем известно, что у язвенников обычно расшатаны нервы, значит, сначала надо эмоции уравновесить, как следствие, прекратится раздражение желудка. Это можно сделать с помощью музыки.

— А как вы пишете «целебную» музыку?

— Музыку нельзя вычислить, искусственно собрать. Ее можно только пропустить через душу. К примеру, когда я пишу музыку для кино, ставится конкретная задача: в этой сцене зритель должен плакать. Терапевтическая музыка создает комфортную ситуацию, в которой организм сам «настраивает» себя, как фортепиано.

Многие авторы говорят, что они просчитали, на каких вибрациях разные органы работают. Я исходила из того, что лучшее лекарство — это любовь. И музыку писала о любви.

— Если музыка — столь мощный фактор, она может быть и опасной? Расскажите, что слушать, а что — нет.

— Нет музыки, которую слушать вообще нельзя. Ориентируйтесь на свои внутренние желания: у каждого человека свои биоритмы. Но в любом случае нужно разнообразие. Как бы вы ни любили помидоры, если съедите 10 кг за один присест, будет плохо. Так и с музыкой. Не зацикливайтесь на одном стиле.

— А если говорить о конкретных группах и певцах, кто вреден для здоровья, кто полезен?

— Любая гармоничная музыка положительно влияет на человека. Нравится Шостакович? Да ради бога!

— По телевизору мы чаще не Шостаковича слышим, а группу «Блестящие».

— Ничего страшного! Правда, если песни эти не крутить по 20 раз в день. Наименьший вред здоровью приносят именно эстрадные концерты — хоть Алсу, хоть Шуфутинского. Во-первых, песни разные — быстрые, медленные. Во-вторых, они, как правило, о любви. А это в любом случае хорошо! Есть даже методика лечения песнями Аллы Пугачевой!

— А модный у подростков «Рамштайн»?

— Если час послушать — классно! Но дозы надо ограничивать, иначе можно причинить вред здоровью. Жесткие ритмы человека стимулируют, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны. Сердце у нас бьется с частотой 60–80 ударов в минуту, а ритм музыки часто бывает 200–250 ударов. Если слушать «Рамштайн» каждый день по 10 часов, можно заработать язву желудка, расстройство психики и разбалансировку организма.

Из книги А. Яковцевой, И. Сорокиной, И. Яковцевой, Н. Гольевой «Медицина и искусство»
Продолжение следует



Вернуться к номеру