Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 7(320) 2010

Вернуться к номеру

Поливитаминные комплексы с каротиноидами в офтальмологической практике: основания для применения и потенциальная клиническая эффективность

Авторы: В.С. Пономарчук, д.м.н., профессор, ГУ «Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. филатова АМН Украины»

Версия для печати


Резюме

По данным статистических исследований, за последние годы число зрительных нарушений и заболеваний глаз не снижается. Как отмечают эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время в мире насчитывается около 314 миллионов человек, страдающих различными нарушениями зрения, 45 миллионов имеют хроническую слепоту.
С одной стороны, это связано с ростом средней продолжительности жизни и, как следствие, с увеличением возрастных инволюционных нарушений, в том числе затрагивающих зрительный анализатор. С другой стороны, значительные зрительные нагрузки вследствие глобальной компьютеризации и увеличения доли прецизионных работ уже в молодом возрасте способствуют возникновению функциональных зрительных нарушений — так называемого компьютерного зрительного синдрома (синдром усталого глаза).

Возрастные нарушения зрения отмечаются у 82 % лиц в возрасте 50 лет и старше. Значительную долю среди инволюционных нарушений по-прежнему занимает катаракта, которая, по данным ВОЗ, составляет 47,8 % всех случаев слепоты и «до сих пор представляет собой основное заболевание, на борьбу с которым должны быть направлены усилия по предотвращению слепоты, особенно в развивающихся странах». От 20 до 40 % приходится на дистрофические поражения сетчатки и сосудистого тракта, среди которых превалируют больные с возрастной макулодистрофией (ВМД). По данным ВОЗ, в настоящее время доля населения старшей возрастной группы, страдающего ВМД, в экономически развитых странах составляет около 20 %, к 2050 году прогнозируется ее рост до 33 %. Среди сосудистых поражений лидирует диабетическая ретинопатия — от 5 до 20 % больных с сахарным диабетом теряют зрение каждые пять лет.

У молодых людей и лиц трудоспособного возраста наиболее распространен синдром усталого глаза (комплекс астенопических жалоб: затуманивание, быстрое утомление при чтении, чувство инородного тела и жжение в глазах, слезотечение и покраснение глаз), который в ряде случаев затрудняет учебу и профессиональную деятельность. Наличие синдрома усталого глаза в сочетании с техногенными факторами (интенсивные электромагнитные излучения в оптическом диапазоне, генномодифицированные продукты питания, злоупотребление сильнодействующими лекарственными препаратами и т.д.) впоследствии может приводить к развитию различных глазных заболеваний, что и определяет высокую социальную значимость проблемы.

В большинстве случаев развитие патологических изменений в структурах глаза обусловлено окислительным стрессом — нарушением баланса в системе образования свободных радикалов и антиоксидантной защиты. Появление этого дисбаланса обусловлено дефицитом антиоксидантных резервов и ведет к возрастанию концентрации активных форм кислорода, последующей активации перекисного окисления липидов и повреждению тканей глаза.

Окислительный стресс и истощение антиоксидантных резервов являются причиной многих серьезных заболеваний и процесса старения в частности. Так, при возрастной макулодистрофии окислительный стресс рассматривается в качестве ведущего звена патогенеза. Дисбаланс в системе антиоксидантной защиты при ВМД связан с падением содержания в сетчатке каротиноидов (представленных в сетчатке двумя изомерами — лютеином и зеаксантином) и накоплением в ней фототоксических со­единений, которые под действием света генерируют активные формы кислорода и запускают механизм окислительного стресса. Образующиеся в избытке свободные радикалы воздействуют на клеточные мембраны и мембрану Бруха, изменяют их структурно-функциональное состояние, что ведет к развитию симптомокомплекса болезни и еще большей активизации процессов свободнорадикального окисления. В конечном итоге при ВМД нарушается целостность фоторецепторов и пигментного эпителия сетчатки, необратимо повреждается наружная часть фоторецепторов, что повышает чувствительность клеточных структур к окислительному стрессу. Под воздействием света в сетчатке создаются оптимальные условия для синтеза потенциально опасных активных форм кислорода. Так образуется порочный круг — с одной стороны, окислительный стресс сопровождает возрастные изменения, с другой — становится их причиной.

В последнее десятилетие было доказано, что окислительный стресс также играет важную роль в патогенезе других заболеваний глаз — катаракты, диабетической ретинопатии, а также синдрома сухого глаза и глаукомы. Таким образом, на сегодняшний день есть все основания считать окислительный стресс одним из наиболее значимых механизмов повреждения глаз, борьба с которым представляет собой актуальную проблему офтальмологии. Предполагают, что основными механизмами в лечении таких зрительных нарушений и заболеваний структур глаз могут стать активные социальные программы, направленные на улучшение зрительной гигиены, применение новых подходов в лечении офтальмологических заболеваний, а также комплексные профилактические мероприятия, в состав которых входит коррекция биохимических нарушений, вызванных оксидативным стрессом. Это положение послужило основой для широкого использования антиоксидантов в профилактике и лечении заболеваний глаз. Так, в результате эпидемиологических исследований, проведенных среди различных популяций людей, установлена взаимосвязь между поступлением в организм человека антиоксидантов (в частности, оксикаротиноидов) и уровнем офтальмологических заболеваний. Современные представления о биофизиологических процессах в сетчатке и данные исследований оксикаротиноидов позволяют говорить о том, что данные вещества не только способствуют полноценному функцио­нированию органа зрения, а их применение является фактором, определяющим прогноз развития заболеваний глаз.

Еще в 1945 году Джордж Уолд установил, что пигменты, определяющие цвет желтого пятна, — лютеин и зеаксантин — являются оксикаротиноидами и относятся к классу ксантофиллов. В тканях глаза оксикаротиноиды распределены неравномерно. Максимальное их количество обнаружено в желтом пятне макулярной области, где сконцентрировано до 70 % от их общего содержания в глазу. В остальных же структурах глаза содержание оксикаротиноидов существенно ниже. Защитная роль оксикаротиноидов осуществляется двумя независимым путями. Во-первых, оксикаротиноиды, локализованные непосредственно в пигментном эпителии, выступают в качестве антиоксидантной защиты и снижают образование липофусциновых гранул. Во-вторых, оксикаротиноиды сетчатки выступают в роли светофильтра, экранирующего нижележащий пигментный эпителий от повреждающего спектрального диапазона.

Такая защита необходима для обеспечения дневного зрения, а тем более зрения в условиях слишком яркой или опасной по спектральному составу световой среды. Лютеин и зеаксантин по сравнению с другими каротиноидами более устойчивы к световому повреждению и к разрушающему действию свободных радикалов. Недостаточное содержание макулярных пигментов в глазу (низкая плотность макулярного пигмента и низкое содержание лютеина и зеаксантина) определяет предрасположенность к различным глазным заболеваниям, в том числе к ВМД. Отмечено, что при ВМД у больных содержание лютеина и зеаксантина в макулярной области снижено на 30–40 %.

Основной источник каротиноидов — продукты питания. Организм человека усваивает до 90 % оксикаротиноидов, принимаемых с пищей, а рациональная диета с повышенным содержанием оксикаротиноидов позволяет поддерживать их содержание в сыворотке крови на 30 % выше, чем при обычном произвольном питании. И наоборот, бесксантофилловая диета приводит к полной депигментации желтого пятна или, что встречается чаще, недостаток лютеина и зеаксантина у практически здоровых людей сопровождается изменениями в макулярной области глазного дна, исчезновением каротиноидов и колбочковых зрительных пигментов. По­этому в последнее время «гарантированными источниками» оксикаротиноидов все чаще являются лекарственные препараты.

Зарубежные клинические исследования продемонстрировали эффективность оксикаротиноидов при ряде офтальмологических заболеваний:
— применение лютеина и зеа­ксантина снижает риск развития и прогрессирования возрастной дегенерации макулы от 30 до 50 %;
— прием лютеина (6 мг/сут) в течение 6 месяцев способствовал стабилизации зрительных функций у больных с пигментным ретинитом и синдромом Ушера;
— полноценная оксикаротиноидная диета позволяла снизить риск развития катаракты на 20 %, а усиленный прием лютеина (6 мг/сут) и зеаксантина снижал количество операций по удалению катаракты.

Патогенетически оправдано применение оксикаротиноидов при повышенных зрительных нагрузках (угроза оксидантного стресса) и диабетической ретинопатии (падение плотности макулярных пигментов в 2,5 раза по сравнению с нормой). В этих случаях прием лютеина и зеаксантина предупреждает последующее развитие глазных заболеваний.

По результатам экспериментальных исследований последних лет также установлено, что применение оксикаротиноидов, в частности лютеина, усиливает нейропротекторную защиту при ишемических поражениях сетчатки.

В составе лекарственных препаратов оксикаротиноиды, как правило, присутствуют в комплексе с другими компонентами. В Украине широкое распространение получили препараты, содержащие лютеин и зеаксантин в сочетании с витаминно-минеральным комплексом. Комплексный состав позволяет усилить антиоксидантный эффект и дополнить действие оксикаротиноидов.

Наиболее часто используются компоненты препаратов; их эффекты приведены в табл. 1.

 

Это подтверждают и исследования, проведенные Геллерман и Бернштайн: применение лютеиновых препаратов (в том числе содержащих в своем составе витамины и микроэлементы) позволяет нормализовать состояние желтого пятна, увеличить плотность макулярного пигмента, приостановить клиническую манифестацию катаракты и возрастной макулярной дегенерации.

Срок службы человеческого глаза и его зрительная работоспособность в значительной степени определяются содержанием лютеина и зеаксантина, биологически активных веществ — витаминов и минералов. Общий анализ существующих данных показывает, что современный человек нуждается в коррекции этих веществ, т.к. не в состоянии обеспечить их адекватное поступление с продуктами питания. Именно поэтому дополнительное поступление лютеина, зеаксантина в комбинации с витаминно-минеральным комплексом является необходимым для сохранения полноценного зрения как с профилактической целью, так и в комплексе с другим лечебными мероприятиями.



Вернуться к номеру