Газета "Новини медицини та фармації" 22 (302) 2009
Повернутися до номеру
Новый антикоррупционный закон и ограничения в правах медиков
Автори: С.П. Маловичко, главный правовой инспектор труда областного комитета Донецкой областной организации профсоюза работников здравоохранения Украины
Версія для друку
Последние несколько лет обвинения медработников в коррупции звучат в средствах массовой информации все чаще и чаще, и это при том, что действующий до апреля 2010 года закон о борьбе с коррупцией распространяется только на депутатов и госслужащих, а работники здравоохранения не являются субъектами коррупционных нарушений. С 1 апреля 2010 года вступает в силу Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 11 июня 2009 года (опубликован в газете «Урядовий кур''єр» № 130 от 22.07.2009 г.) (далее — Закон). Новый Закон существенно расширяет круг субъектов коррупционных правонарушений и распространяется на всех руководящих работников в нашей отрасли. Чтобы легче было разобраться с ограничениями, устанавливаемыми Законом, предлагаю подробнее ознакомиться с терминами, употребляемыми в нем.
Коррупция — это использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или, соответственно, обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.
Коррупционное правонарушение — это умышленное деяние, которое содержит признаки коррупции, совершенное лицами, о которых пойдет речь в данной статье, и за которое установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
Неправомерная выгода — денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги материального или нематериального характера, которые обещают, предлагают, предоставляют или получают безвозмездно или по цене ниже минимальной рыночной без законных на то оснований.
Теперь о самом главном — о тех работниках здравоохранения, на кого распространяются ограничения, которые установил Закон. Это все заведующие отделениями, отделами, лабораториями, поликлиниками, начальники отделов, главные медицинские сестры, старшие медицинские сестры, ну и, конечно же, главные врачи, главные бухгалтера, заведующие аптеками и их заместители, а также некоторые другие. Говоря языком Закона, это лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах (обозначим условно эту группу лиц «группа З»). Но обратите особое внимание: из этой довольно-таки большой группы руководящих работников следует выделить еще одну — группу первых руководителей. Это директора институтов (центров), главные врачи и их заместители, а также некоторые другие руководители, которых Закон объединяет по следующему признаку: лица, уполномоченные на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, — должностные лица юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета. Условно обозначим эту группу лиц «группа Г» (к юридическим лицам публичного права относятся все государственные и коммунальные учреждения здравоохранения).
Теперь — об установленных ограничениях. Лицам, которых мы условно отнесли к «группе З», запрещается:
Перечисленные ограничения не распространяются на лиц, которых мы условно отнесли к «группе Г», что позволяет сделать вывод о том, что пункт 3.1.3. «Условий оплаты труда работникам учреждений здравоохранения» (утверждены совместным приказом Минздрава и Минтруда № 308/519 от 05.10.2005 г.), разрешающий руководителям учреждений здравоохранения — врачам и их заместителям — врачам вести в учреждениях, в которых они работают, работу по своей врачебной специальности в рамках своего рабочего времени по основной должности с выплатой им до 25 % должностного оклада врача соответствующей специальности. Данная норма указанного приказа не противоречит Закону.
Однако обратите внимание, что продолжает действовать и пункт 3 постановления Кабинета Министров Украины «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» № 245 от 03.04.1993 г., которым установлены ограничения работы по совместительству руководителям указанных учреждений и их заместителям, а также руководителям структурных подразделений и их заместителям, за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности.
Теперь — об ограничениях относительно работы «близких лиц».
По Закону близкие лица — это супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица при условии их постоянного проживания и ведения совместного хозяйства вместе с лицами, которых мы отнесли к группам «Г» и «З»).
Лицам, отнесенным к «группе Г», запрещается участвовать в работе коллегиальных органов во время рассмотрения вопросов относительно назначения на должность близких им лиц и любым другим способом влиять на принятие такого решения.
Лица, перечисленные в «группе Г», не могут иметь в непосредственном подчинении или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам. При трудоустройстве или переводе лицо обязано сообщить руководству органа, на должность в котором оно претендует, о работающих в этом органе близких ему лицах. Если во время работы данные работники станут «близкими лицами», то им дается 15 дней, чтобы самим решить вопрос, кто из них останется работать, а кто нет. Если этот вопрос добровольно не решится, Закон устанавливает еще месячный срок на перевод «в установленном порядке» на другую должность, которая исключает непосредственное подчинение (но при этом выполнение данных предписаний Закона невозможно без заявления работника, так как перевод без его согласия запрещен частью 3 статьи 43 Конституции Украины и частью 1 статьи 32 Кодекса законов о труде Украины). Далее Закон продолжает: в случае невозможности такого перевода лицо, которое находится в подчинении, подлежит увольнению с занимаемой должности.
Данные ограничения Закона новы лишь расширением круга лиц, которым недопустимо быть непосредственно подконтрольными и подчиненными друг другу. В Кодексе законов о труде Украины такие ограничения введены статьей 25–1 и касаются они права собственника вводить ограничения относительно совместной работы на одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, которые являются близкими родственниками или свояками (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если в связи с выполнением трудовых обязанностей они непосредственно подчинены или подконтрольны друг другу. На предприятиях, в учреждениях, организациях государственной формы собственности порядок ввода таких ограничений определен постановлением Совета народных комиссаров УССР «О совмещении должностей и о службе родственников в учреждениях, предприятиях и организациях обобществленного сектора» от 04.06.1933 г. (с изменениями и дополнениями к нему). Исключения из этих ограничений допускаются в отношении: работников, занимающих непосредственно подчиненные или подконтрольные выборные должности, врачей лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений здравоохранения, научных и педагогических работников, лекторов, библиотекарей и библиографов во всех научных, учебных и воспитательных учреждениях, медицинских работников, работающих в сельской местности, и некоторых других.
Следовательно, не является нарушением Закона совместная работа, например заведующего отделением и подчиненного ему врача, в случае если они являются «близкими лицами».
Чтобы на практике не разрушились законно существующие семейные династии врачей из-за неоднозначных толкований некоторых норм Закона на местах, рекомендую усилить юридические гарантии совместной работы родственников, закрепив в коллективных договорах соответствующие права. Это допустимо в силу предписаний Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.1993 г., который позволяет в коллективных договорах не только улучшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, но и устанавливать дополнительные гарантии и социально-бытовые льготы (примерные формы коллективного договора на русском и украинском языках с учетом требований нового законодательства доступны на сайте http://donetsk.medprof.org.ua).
Ограничения относительно получения подарков. Лицам, отнесенным к «группе Г», в связи с выполнением ими своих функций запрещается принимать подарки, за исключением случаев, предусмотренных законами. Закон разрешает принимать личные подарки, которые отвечают «общепризнанным представлениям о гостеприимстве, при условии, что стоимость подарка не превышает размера одной налоговой социальной льготы». В 2010 году стоимость одного подарка не должна превышать 434 гривны 50 коп. Подарки, полученные во время проведения официальных мероприятий, в трехдневный срок должны быть переданы юридическому лицу, где работают лица, их получившие.
Финансовый контроль. Здесь речь пойдет не о проверках КРУ, а о контроле за расходами и доходами лиц, отнесенных к «группе Г». Данные лица обязаны подавать сведения об имуществе, доходах, расходах, обязательствах финансового характера, в том числе за рубежом. В случае открытия валютного счета в учреждении банка-нерезидента такое лицо обязано в десятидневный срок в письменном виде сообщить об этом органу государственной налоговой службы по месту жительства с указанием номера счета и местонахождения банка.
Если же кто-то в 2010 году будет претендовать на занятие должности, отнесенной к «группе Г», то он до назначения или избрания на соответствующую должность должен подать сведения об имуществе, доходах, обязательствах финансового характера, в том числе за рубежом.
В случае неподачи или предоставления недостоверных сведений указанное лицо не может быть назначено (избрано) на соответствующую должность, а назначенное лицо подлежит увольнению.
Назначение на должности лиц «группы Г» с апреля 2010 года будет иметь беспрецедентные особенности. Так, с письменного согласия самого лица в 15-дневный срок будет проведена специальная проверка. Получение информации о фактах привлечения к уголовной ответственности и ответственности за коррупционные правонарушения, состоянии здоровья, образовании, наличии научной степени, ученого звания, повышения квалификации логично и правильно, но вот зачем проверять информацию о доходах, их источниках и обязательствах финансового характера, в том числе за рубежом, а также о наличии корпоративных прав не только у данных лиц, а еще и у близких им лиц? Справедливо ли здесь собирать такую информацию во всех случаях, а самое главное, насколько надежно такая информация будет храниться и останется ли она конфиденциальной?
Еще одно новшество Закона — «конфликт интересов» — это реальные или такие, которые кажутся реальными, противоречия между частными интересами лица, отнесенного к «группе Г», и его служебными полномочиями, наличие которых может повлиять на объективность или непредубежденность принятия решений, а также на совершение или несовершение действий во время выполнения предоставленных ему служебных полномочий. Указанные лица обязаны принять меры по недопущению какой-либо возможности возникновения конфликта интересов.
Теперь — об ответственности. Административной или уголовной ответственности за работу по совместительству в случаях установленных ограничений рассматриваемым субъектам не установлено (напомню, что работа по совместительству — это работа по другому трудовому договору на том же или другом предприятии (в учреждении, организации или у физического лица), регулярно оплачиваемая, в свободное от основной работы время. Предполагается, что эту проблему должны решать те, кто к такой работе допустил).
За нарушение установленных законодательством требований относительно подачи сведений о доходах и обязательствах финансового характера, неподачу или несвоевременное предоставление сведений об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента, незаконное получение подарка для лиц, отнесенных к «группе Г», предусмотрена административная ответственность — штраф в размере от 170 до 425 гривень (с конфискацией подарка).
Уголовная ответственность дополнена и новым составом преступления за «незаконное обогащение» (в том числе за передачу неправомерной выгоды близким родственникам).
Согласно Закону, в стране будет создан Единый государственный реестр лиц, которые совершили коррупционные правонарушения, и в него будут заноситься сведения о лицах, которых привлекли к гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Увольнение с работы лиц, которые совершили коррупционные правонарушения, также имеет свои особенности.
Лицо, отнесенное к «группе Г» и в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления в сфере служебной деятельности или составлен протокол о совершении административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушениями ограничений, рассмотренных в самом начале данной публикации, а также за незаконное получение подарка, подлежит отстранению от выполнения полномочий по должности до рассмотрения дела судом.
В случае привлечения таких лиц к уголовной или административной ответственности за данные коррупционные правонарушения они подлежат увольнению с соответствующих должностей по пункту 7 статьи 36 КЗоТ Украины со дня вступления решения суда в законную силу.
Некоторые положения Закона, несмотря на то, что он принимался Верховной Радой Украины с 2007 года, требуют детализации и четких определений. Дискуссионным остается один из основных вопросов Закона — кого относить к «должностным лицам юридических лиц публичного права», четкость этого определения должна быть закреплена на законодательном уровне. Причем на необходимость определения Законом термина «должностное лицо» наряду с существующим определением термина «служебное лицо» указывало в своем заключении к проекту комментируемого Закона и Главное юридическое управление Верховной Рады, но, увы, этого сделано не было. Также к недостаткам Закона можно отнести и явные сужения объема и содержания существующих прав и свобод граждан, что запрещено частью 3 статьи 22 Конституции Украины. Пока же эти вопросы будут (если будут) разрешаться высшими должностными лицами страны, нам с вами необходимо в очередной раз набраться терпения и уже, надеюсь, со знанием Закона контраргументировать возможные претензии в свой адрес.
P.S. Только в последние дни ушедшего года была изменена дата ввода в действие Закона с 1 января на 1 апреля